Ресторан «Эривань»
Адрес
наб. реки Фонтанки 51
 Невский Проспект
 Владимирская
 Достоевская
 Гостиный Двор
 Невский Проспект

Средний чек

1650  (без напитков)
1650  (без напитков)

Время работы

  • Пн–Вс: C 12:00 — до последнего гостя
Откроется в 12:00

Кухня

Эривань
Ресторан
9.2
Идеально
9.2
Идеально

300 - летие

Давид
Давид написал о ресторане «Эривань» 31 мая 2010 в 15:39
Ресторатор, Эривань2 отзыва 122




Добро пожаловать в частицу Армении в Санкт-Петербурге.

Немного истории

Петр I создавал особые условия и льготы для переселяющихся в Россию армян. Первыми армянскими переселенцами в Петербург были ремесленники-мануфактуристы и купцы, открывшие здесь первые торговые конторы. Их переезду способствовало распоряжение Петра «о дозволении торговым армянам «ездить из Москвы через Ругодив (Нар-ву) и Санкт-Петербург за границу, на каких судах они пожелают», а также обеспечение свободы вероисповедания.
Первые армянские фамилии в регистрационных книгах Петербурга появились в 1708 г. К 1710 году в городе насчитывалось 40-50 армянских дворов. Составленной в 80-х гг. ХVIII века документ из архива князей Абамелек-Лазаревых показывает, что в 1710 г. здесь были основаны первые «армянские конторы» – торговые агентства.
Заинтересованный в профессионализме и предприимчивости армян, Петр в 1711 г. издал Указ: «Армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда».
Армяне всецело посвятили себя строительству города, способствовали его процветанию. Город становился крупнейшим центром транзитной торговли между Западом и Востоком, в которой ключевую роль играли местные ар-мяне. В 1726 г. 90% русско-европейской торговли приходилось на Петербург, и 80% этой торговли вели армянские купцы.
В 1740 г. глава общины Гукас Ширванян (Лука Ширванов), крупный фабрикант и судовладелец, на своей тер-ритории на Васильевском острове (нынешняя 3-я линия) заложил фундамент первой армянской церкви – по резолюции императрицы Анны Иоанновны: «По сему прошению позволяется».
Новый этап строительства армянских храмов относится к эпохе Екатерины II. В июле 1763 г. был издан ма-нифест о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами России. Указ Екатерины 1770 г.: «Как еще со времени Государя Императора Петра Первого дозволяемо было здесь и в Москве строить Армянские церкви, то вслед-ствие того и Мы ныне повелеваем дозволить Армянам построить для отправления по их вере церковной службы здесь и в Москве на отведенных от Полиции пристойных местах публичные каменные строения, так, как и построенные с дав-них лет, кои ветхи, вновь исправить».
Армян в России охотно брали на государственную и военную службу, учитывая их преданность.
На первый план в жизни общины стали выдвигаться дворянские роды Лазаревых, Аргутинских, Деляновых, Лорис-Меликовых, Ахвердовых, Хастатовых, Мадатовых, Лалаевых, Бебутовых, Паткановых, Халдаровых, Гамазовых, Ахшарумовых, Абамелек и др. Петербургские армяне вносили весомый вклад в политику, экономику и культуру Рос-сии. В середине ХVIII в. они основали в Петербурге первые шелкоткацкие фабрики, а братья Исахановы основали одно из первых акционерных обществ в России по европейской модели. В 1780 г. здесь открылась первая в России армянская типография.
На пожертвования членов общины на Невском проспекте и на Васильевском острове были возведены две церкви – Св. Екатерины и Св. Воскресения по проектам Фельтена. В 1779 г. построили церковь Св. Екатерины. Импе-ратрица не раз заказывала молебны в этом храме, носившем ее имя. Церковь, ставшая кафедральной, служила духовным центром российских армян.
Жизнь общины данного периода во многом связана с именами архиепископа князя Иосифа Аргутинского (Аргутян) и графа Ивана Лазарева (Егиазарян) – крупнейшего российского горнозаводчика. Аргутинский и Лазарев вместе с Суворовым и Потемкиным готовили проект воссоздания Армянского царства под эгидой России.
Лазарев внес основную сумму на строительство церкви, и за это ему разрешили построить на ее территории жилой комплекс. В одном из домов (№40 по Невскому проспекту) сейчас располагается Комитет культуры Правитель-ства Санкт-Петербурга. В доме №42 много лет жили Тютчев, Сперанский и др.
Во всех своих имениях Лазаревы строили русские церкви, больницы для крепостных и библиотеки для кре-стьянских детей.
Лазарев завещал свою недвижимость Армянской церкви Петербурга после истечения «четвертого колена» ро-да. Император Александр I назвал это актом «благородного самопожертвования в пользу церкви».
1813. 16 сентября Император Александр I выдает армянскому народу грамоту о монаршей признательности и благоволении.
С 1873 г. благодаря династическому браку соединились фамилии Лазаревых и Абамелек, и с этих пор главой армянской общины являлся князь Абамелек-Лазарев. Первым из Абамелек-Лазаревых был генерал Семен Давыдович Абамелек.
Последним владельцем прицерковных домов на Невском проспекте был видный российский ученый князь Семен Семенович Абамелек-Лазарев. В 1904 г., согласно завещанию графа Лазарева, истек срок, позволявший предста-вителю династии жить в родовом доме. Семен Семенович передал комплекс домов №40-42 на Невском проспекте в ведение армянского Духовного управления.
К 1869 г. 78% петербургских армян составляли научные работники, преподаватели, литераторы, медики, ин-женеры. Многие из них получили образование в Петербургском университете. Армянская интеллигенция, представите-ли которой внесли серьезный вклад в российскую науку, определяла культурную и социальную жизнь общины.
8% местного армянского населения являлись представители буржуазии, которые продолжали держать в своих руках практически всю «восточную торговлю». 7% петербургских армян представляли рабочий класс и ремесленниче-ство. В Петербурге служили 11 генералов армянского происхождения.
В 80-е гг. ХХ века началось возрождение общины под руководством Духовного пастыря армян Санкт-Петербурга иеромонаха Езраса Нерсисяна, который ныне в сане епископа возглавляет Российскую епархию Армянской Церкви.
В 1990 г. Армянская церковь Санкт-Петербурга стала учредительницей Центра «Ласточка» по реабилитации и социальной защите детей-беженцев из стран СНГ, которым руководит Аделина Ашотовна Мнацаканова. Центр опекает детей от трех до пятнадцати лет.
В феврале 1993 г. вышел первый номер ежемесячной двуязычной (армяно-русской) газеты «Аватамк» («Ве-руем»), которую бессменно возглавляет писатель и переводчик Армен Меружанян. Газета стала первым армянским периодическим изданием в СНГ. Она призвана сплотить петербургских армян вокруг Церкви и способствовать даль-нейшему сближению России и Армении. Отдельными книгами издаются книги религиозного и культурного содержа-ния, особое внимание уделяется памятникам русской и армянской духовной литературы.
В 1993 г. при церкви Св. Воскресения открылась воскресная школа, которая через 3 года переросла в Учебно-воспитательный центр им. Лазаревых. В 2007 г. открылась школа (№259) с армянским этнокультурным компонентом, работающая по федеральной программе.
В 1994 г. была восстановлена церковь Св. Воскресения. Она стала первой среди восстановленных на террито-рии СНГ.
В 1994 г. на территории церкви Св. Воскресения открылась пекарня для оказания помощи нуждающимся. С ян-варя 1995 г. она снабжает хлебом Дом ребенка и Детский дом № 40 Василеостровского района.
Благотворительность занимает важную часть деятельности общины. Работает совет ветеранов, занимающийся пенсионерами и ветеранами войны, действует женский совет, помогающий тяжело больным детям.
Учреждения, которым община оказывает регулярную благотворительную помощь: Кировское районное Обще-ство жителей блокадного Ленинграда, Дом ребенка № 40. Детский дом № 6 ВО, Школа-интернат № 9 в СПб, Ассоциа-ция инвалидов «Феникс», Культурно-экологическая программа («Лесная сказка» в пос. Токсово), Общественная благо-творительная организация «Ночлежка», Детский кризисный центр, Школа-интернат в Гатчине.
Община взяла на себя обязательство осуществлять благотворительную деятельность в Армении и Карабахе: ор-ганизация сбора денег в фонд возрождения города Шуши, помощь в организации Суворовского училища в Нагорно-Карабахской республике, помощь школе № 5 г. Армавир, школе искусств Баграмянского района, детскому саду с. Аракс Баграмянского района Армении, детдому и педагогическому колледжу в г. Гюмри, детдому в Ереване, а также создание фундаментальной библиотеки Севанской духовной семинарии.
В 1999 г. на Восточном факультете СПбГУ при поддержке и по благословению Армянской церкви Санкт-Петербурга открылась программа «Арменоведение».
В 2000 г., в день апостолов Петра и Павла, небесных покровителей Петербурга, состоялось освящение церкви Св. Екатерины, которое совершили Католикос Гарегин II и Патриарх Алексий II, заявившие о нерушимости братских связей между Арменией и Россией, между Армянской и Русской Церквами.