Эта статья не имеет отношения к ресторанам. В ней рассказывается о пивоварне, но пивоварне такой необычной, и так нетривиально возникшей, что я все же решил написать про нее здесь. А оригинал, как обычно, размещен на моем сайте www.arborio.ru Спешу обрадовать тех, кого немного утомили мои бесконечные рассказы о Бельгии: впечатления, которыми был невероятно насыщен наш рейд по городам и пивоварням Фландрии, подходят к концу. Но до того, как это случится, я не могу не рассказать про деревенскую пивоварню Hof Ten Dormaal. Бьюсь об заклад, что вы никогда о ней не слышали, а между тем это - одно из наиболее ярких впечатлений этой поездки. Итак, усаживайтесь поудобнее и слушайте.
Hof Ten Dormaal - небольшая пивоварня, которая размещается на хуторе в сельской глуши, насколько это вообще возможно в бельгийских реалиях. Кирпичный дом, внутренний садик, пристройки - все, как в любом крепком деревенском хозяйстве.
Одна из пристроек оборудована под бар - все-таки это пивоварня, и туристы здесь частые гости. Во время нашего визита сюда подвезли целый автобус любопытных иностранцев, так что этот небольшой зальчик, который я успел сфотографировать еще пустым, забился битком.
А вот и само оборудование для варки пива, находится здесь же и, прямо скажем, впечатляет не размерами, а своим видом - котел словно пришел из той эпохи, когда пар потихоньку передавал дела электричеству.
Но в любой пивоварне главное - не котлы, не хмель и даже не вода. Главное - это люди. Знакомьтесь, это Андре Янссонс, хозяин пивоварни Hof Ten Dormaal. Его история - едва ли не самое получительное и любопытное, что можно здесь найти.
Первые полвека Андре был далек от пивоварения и сельской жизни настолько, насколько вообще может быть далек от них городской житель, который работает главным бухгалтером и вообще никогда не пьет пива. Однако в 50 лет Андре перенес инфаркт, с его лица пропала улыбка, и чтобы ее вернуть, жена едва ли не насильно отправила его путешествовать в Америку. Там Андре попал на небольшую пивоварню, а заодно понял, что в США все сходят с ума по бельгийскому пиву, и это отличный шанс начать новую жизнь. Вернувшись, Андре купил небольшое поместье с землей, и вместе с семьей переехал в деревню.
На первый взгляд это самый обычный хутор. В сущности, так и есть, но вот пиво, которое здесь варят - совершенно необычное.
Необычно оно тем, что все ингредиенты, необходимые для производства пива, производят здесь же. Хозяйство Hof Ten Dormaal выращивает пшеницу, ячмень, хмель, и производит пиво из своего собственного сырья - практически уникальный случай. Но и это еще не все.
Второй особенностью здешнего пива является то, что, будучи сваренным, оно отправляется на выдержку в дубовые бочки. Андре колесит по всей Европе, покупая бочки, в которых раньше выдерживали разные напитки - сотерн, виски, арманьяк, херес, портвейн - и пиво одной варки отправляется дозревать в разные бочки.
Попробовав его, понимаешь - этот удивительный прием оправдывает себя на все сто. Пиво одной и той же варки, выдержанное в бочках из-под сотерна и виски, невозможно спутать, а нотки, которые привносит старый дуб, пропитанный парами прежних "жильцов", создают невероятно комплексный и совершенный вкус.
Мы дегустировали крепкое - 12 градусов - пиво, слушая хозяина и осматривая дом. Обычная такая усадьба, проникнутая духом времени, с антикварными конями на полках и другими артефактами.
В соседней комнате обнаружилась детская - видимо, где-то неподалеку разгуливает наследник, которому предстоит продолжить дело деда. Какая уж деревенская пивоварня без преемственности поколений?
Тут нужно добавить, что 95% всего произведенного пива идет на экспорт в США, так что попасть на пивоварню - едва ли не единственная возможность попробовать его, не пересекая океан.
А вот и наследник! Четкий пацан, он был явно недоволен тем, что пришли какие-то чужие люди и пытаются его снимать, и всем своим видом показывал, что сейчас мне не поздоровится.
Потом он, правда, передумал бить мне морду и куда-то ушел, так что я сфотографировал заодно и его трактор.
После этого мы отправились бродить по окрестностям пивоварни. Это Дрис, сын Андре и отец маленького тракториста, по совместистельству - главный пивовар и фермер. Невероятно колоритный персонаж - когда он достал табак и папиросную бумагу, все мы окружили его, словно какую-то диковину. Затрещали затворы, а Дрис невозмутимо рассказывал о том, как они ведут хозяйство.
Hof Ten Dormaal в первую очередь ферма, так что здешние угодья весьма обширны. Здесь выращивают не только ячмень для солода и хмель, но и другие культуры. В этом году все было усажено кукурузой - Дрис поведал, что в начале сезона уже примерно известно, какая продукция будет пользоваться наибольшим спросом, так что они могут выбирать, что сажать в этом году. На наш вопрос о том, отдыхает ли поле, он ответил: "Да, мы слышали, что в других странах такое практикуют, но у нас в Бельгии немного земли, поэтому мы не можем это себе позволить".
А вот лошади, которых используют для вспахивания земли.
В хозяйстве есть и другая скотина, но ее держат далеко, поэтому все внимание непрошеных гостей выпало этим лошадкам. Они, впрочем, не возражали.
А вот и хмель. Климат в Бельгии не очень благоприятствует выращиванию хмеля, он получается дорогим, и не таким ароматным. Большинство бельгийских пивоварен используют импортный хмель, но Hof Ten Dormaal выращивает свой - это придает здешнему пиву особый колорит, который так по нраву американским ценителям.
Внезапно обнаружился трофейный Мерседес.
Уходящие вдаль поля кукурузы...
Этикетка еще одного необычного сорта здешнего пива: для его производства используют корень цикория, который также выращивают здесь.
Отличное пиво, отличная пивоварня и отличная история, которая наглядно показывает, как насмешлива иногда бывает судьба, что не стесняется 50 лет водить тебя за нос, не давая понять, в чем твое предназначение. С другой стороны, любая история, главный герой которой находит свой Грааль, пусть даже после многих лет странствий и передряг, вполне может сойти за сказку. А в Hof Ten Dormaal сказка стала былью.
Напоследок интересующиеся могут ознакомиться с многообразием сортов, которые варят на этой небольшой пивоварне: ему могут позавидовать и иные из гигантов (хотя если и завидовать, то, разумеется, качеству, а не количеству).