Немного мусора

28 апреля 2011 года

надыбала тут журнал Science Illustrated, пара заметок показалась забавной... Заодно освоила сканирование, перевод из tif в pdf, а затем еще и в doc... Расширила компетенции, так сказать... Сисадминша помогать отказалась наотрез, змея!..

Отходы уличают во лжи При восстановлении культуры наших предков важную роль играют остатки кухонной утвари и отходов пищевого происхождения. Но информация содержится не только в старинных черепках и обглоданных костях. Современные кучи бытового мусора тоже могут многое рассказать. Об этом свидетельствуют результаты «Мусорного проекта» (The Garbage Project), инициатором которого в 1973 году выступил археолог Билл Ратье в Тусоне, штат Аризона. Несколько десятилетий Ратье и его команда собирали и регистрировали тонны бытовых отходов, вдохновленные идеей о том, что отходы никогда не лгут. Отслужившие свое и выброшенные за выслугой лет вещи расскажут о человеке гораздо больше и, главное, правдивее, чем он сам. Изучив и рассортировав огромную кучу коробок из-под гамбургеров, пустых бутылок, памперсов, банок и объедков, ученые пришли к выводу, что между тем, что мы говорим, и тем, что делаем, лежит огромная пропасть. Несколько семей согласились рассказать о своих потребительских привычках, но полученные ответы слабо соответствовали содержимому мусорных баков. Опрошенные явно недоговаривали о своих пристрастиях к нездоровой пище и преувеличивали степень потребления фруктов и не содержащих сахара газированных напитков. Зачастую они не признавались и в злоупотребление алкоголем, на самом деле выпивая на 40-60% больше, чем указывали в ответах. Заявляя о том, что редко выбрасывают еду, они выкидывали около 15% купленных продуктов. Ратье открыл нам глаза не только на наш быт, но и на самих себя, а также на наши вредные привычки. «Мусорный проект» стал одним из самых известных примеров современной археологии. С тех пор в США анализ содержимого мусорных баков удостоился официального названия - габрология, а метод, объективно определяющий наше поведение, постепенно получил признание и превратился в научную дисциплину. Производители продуктов питания также взяли на вооружение достижения габрологии, ведь изучение содержимого мусорных баков дает им возможность получить весьма реалистичную картину поведения потребителей. Свиные отбивные, пиво и пластинки с джазом... 2 февраля 1969 года на севере от Сан-Франциско (штат Калифорния) сгорел особняк Burdell Mansion. Особняк арендовала «Избранная семья» (The Chosen Family) - община хиппи, или, как они себя называли,«дети цветов». В особняке, который окрестили Белым домом хиппи, часто бывали кумиры тогдашней молодежи: ЛСД-гуру Тимоти Лири, певица Дженис Джоплин и члены рок-группы Grateful Dead. Чуть ли не каждый день газеты писали о жизни маленького вольного сообщества. Особое внимание привлекла история, связанная с полицейским рейдом, в ходе которого в особняке были обнаружены наркотики. На вопрос о том, кому они принадлежат, Дон Маккой ответил: «Это принадлежит Богу. Я просто курю». Никто из 60 обитателей особняка не пострадал от пожара, но от постройки остались лишь руины. На пепелище повсюду валялись обугленные вещи: обрывки бандан, зубные щетки, пивные банки, стереоколонки, битые тарелки, обувь, оплавившиеся грампластинки и лохмотья одежды. Почти 30 лет «мемориальная» помойка оставалась нетронутой. Но в 1997 году археолог Брек Паркман из Фонда национальных парков Калифорнии (California State Parks) сделал первый шаг на пути к раскопкам, а в январе 2009-го он приступил к классификации и документированию многочисленных находок. Археологов ждало сразу несколько сюрпризов: при том что «избранные» утверждали, что они вегетарианцы, в руинах нашлись кости от свиных отбивных. Попутно выяснилось, что мясо обильно запивалось пивом Busch, Budweiser, Olympia и Coors. Вопреки ожиданиям и к уважительному изумлению Паркмана вместо психоделического рока, например, записей группы Grateful Dead, он нашел пластинки с джазом и румбой 40-50-х годов прошлого века, принадлежавшие старейшему члену сообщества - певице Сандре Бартон, которой на момент пожара было около 50 лет. Паркман сравнивает находки с вернувшимся на мгновение бурным десятилетием, отринувшим прежние стандарты, и надеется, что для будущих историков и археологов это окажется бесценным материалом при изучении бунтарских 60-х годов XX века.