Ресторанные коммуникации. Часть вторая

Вчера я писал о рекламе в ее самом общеупотребительном виде - в виде рекламных модулей для он-лайн и оф-лайн СМИ. Сейчас немного о PR. Сначала два простых примера: А. - Алло, это редакция ресторанного журнала? - Да - Мы бы хотели разместить информацию о новом меню... Б. - Здравствуйте, это Вас беспокоит редакция ресторанного журнала - Да - Нам поступила информация, что у вас новое меню... Случай "А" - классический. Случай "Б" - когда PR действительно работает в Вашем заведении. Пожалуй, на это можно и закончить вторую часть :-) Но не будем спешить. PR - отношения с общественностью, несмотря на свою простоту, для многих окутаны ореолом тайны. Увы, вся эта таинственность, позиционирование себя как "серых кардиналов", властителей умов и т.п. - всего лишь завеса, прикрывающая некомпетентность. К сожалению. А специфика PR в ресторанном бизнесе такова, что достаточно пары умных слов и много дыма, чтобы стать пиарщиком в ресторане. Никаких знаний, опыта и квалификации здесь не требуется. Уж простите. На фоне этого безобразия есть несколько примеров, вносящих радужные надежды. Их не много и о них чуть позже. Сначала - о технологиях. Точнее - о технологии. Она одна. И называется она - "сарафанное радио". К сожалению нет других эффективных технологии качественного привлечения внимания к ресторану. Даже реклама не решает эту проблему. Почему? Реклама обещает, но не гарантирует. А общественное мнение - всегда выступает гарантом. В этом краеугольный камень пиара. Если реклама подталкивает к потреблению, то задача PR - вселение уверенности в безопасности этого потребления. А ведь этим определяется комфорт посещения. "Мне уютно, комфортно, как дома" - это и есть удовлетворение базовой потребности. Риски, связанные с неудачностью посещения минимизированы. Но потребитель (гость) редко верит печатному слову, купленному за деньги. И тогда рекомендации друзей, родственников, знакомых, виртуальных сообщников - становятся зачастую определяющими. Как это правильно работает на практике? PR - это не размещение новостей с фотографиями на разных ресурсах (эту работу можно поручить секретарю или бухгалтеру, обладающим здравым смыслом). Задача PR в данном случае - это создание тех самых информационных поводов, которые лягут в основу новой волны "сарафанного радио", обрастут подробностями и будут пересказаны из уст в уста. Пусть даже в рамках одного интернет ресурса. Но дальше - свободное плавание. Сверхзадача ресторанного пиарщика - не пробудить интерес к какому-то событию. Сверхзадача - сформировать образ заведения до его посещения. Посмотрите как работает PR того же "Тепла" или Zoomcafe - тихо, незаметно, но прекрасно и четко. Чуть грубее, смешиваясь с рекламой, но, как я понимаю, с отличным результатом - "Тархун". Отличный пример - ресторан "Тройка", плохой пример - Veritas. И таже "Терраса", куда по слухам не всегда пускают даже министров и вице-губернаторов... Разве это не отличная работа PR? Вы можете возразить, что это вовсе на заслуга пиарщика, это мнение посетителей.... Да - это мнение ОБЩЕСТВА, а не отдельно взятого менеджера отдельного ресторана, который заявляет, что "Вы будете у нас это есть!". Это - и есть результат грамотной PR-работы. Работы по связям с общественностью. Всегда, кстати, бесплатной.

38 комментариев

  • Анна Корьева
    Анна Корьева  → morfeus  29 июня 2010 в 15:14
    Гурман
    22 отзыва 168

    В ресторанном бизнесе PR чаще всего в единственном числе. И именно он отвечает не только за организацию информационного повода, но и за его грамотное написание...да и за размещение этого повода. Это своего рода Шива)
    А на тему вариантов, еще есть вариант:
    - Здравствуйте, это Вас беспокоит редакция ресторанного журнала
    - Да
    - А у вас не обновилось ли меню случайно, а то от вас давно нового ничего не было...

    • morfeus
      morfeus  → Анна Корьева  29 июня 2010 в 15:39
      Обычный пользователь
      13 отзывов 1547

      Согласен - но тогда останавливаться на одном PR-щике - это не правильно. Тогда нужен тот, кто занимается рекламой, а пиар оставлять хозяину (управляющему). Или этот выбор делается исходя из того, что пиарщики дешевле стоят? :-)

      • Анна Корьева
        Анна Корьева  → morfeus  29 июня 2010 в 15:45
        Гурман
        22 отзыва 168

        Думаю,что вы правы...дешевле) И управляющего тогда надо брать грамотного шибко, чтобы еще и копирайтом занимался...а это еще +мани)

  • Борис
    Борис  → morfeus  29 июня 2010 в 16:06
    Гурман
    238 отзывов 5672

    Давайте так, Вы убираете Первую строчку из Вашего топа, я начинаю читать текст?

  • JJenny
    JJenny  → morfeus  29 июня 2010 в 16:40
    Гурман
    113 отзывов 4912

    это Вас беспокоит редакция ресторанного журнала
    Этого, кто звонит, уволить надо - "не беспокоит", а звонит по делу. Вы сейчас наУчите:)

  • Эльдар
    Эльдар  → morfeus  29 июня 2010 в 17:02
    Гурман
    18 отзывов 1282

    Никаких знаний, опыта и квалификации здесь не требуется. Уж простите. На фоне этого безобразия есть несколько примеров, вносящих радужные надежды.
    Не согласен. Уж простите. Так и шеф-поваром стать не сложно, купил LAROUSSE и вуаля!
    PR - это не размещение новостей с фотографиями на разных ресурсах (эту работу можно поручить секретарю или бухгалтеру, обладающим здравым смыслом).
    Размещение новостей с фото - это тоже инструмент ПР!
    Задача PR в данном случае - это создание тех самых информационных поводов, которые лягут в основу новой волны "сарафанного радио", обрастут подробностями и будут пересказаны из уст в уста.
    Повод есть, что дальше, как по Вашему запустить волну, если различного рода размешение это не инструмент ПР?
    И! ПР не всегда бесплатный, как минимум нужно платить человеку, который работает с инфоповодами, фактами, оценочными суждениями и так далее.

    • morfeus
      morfeus  → Эльдар  29 июня 2010 в 17:17
      Обычный пользователь
      13 отзывов 1547

      Размещение новостей с фото - платное или бесплатное? В этом разница между рекламой и пиаром.

      PR - это предоставление информации в распоряжение (!!!), без условия ее обязательного цитирования. А если это подразумеват Ваш тарифный план, к PR это не имеет не малейшего отношения, т.к. с точки зрения паблик рилейшнз СМИ не должно быть никоем образом замотивировано - определяющей должна быть сама инфорамция, представляющая ценность для аудитории (общества). Это и есть суть пиар - ничего другого нет.

      • Эльдар
        Эльдар  → morfeus  29 июня 2010 в 17:31
        Гурман
        18 отзывов 1282

        Я не про суть PR и не про разницу между adv и PR.

        Ок, пример про платный/бесплатный не корректный - что Вы скажите про пресс-ланч, круглый стол. Косвенные, но затраты.

        • morfeus
          morfeus  → Эльдар  29 июня 2010 в 18:05
          Обычный пользователь
          13 отзывов 1547

          если это мотиватор прихода журналистов - вкусно поесть.... надо подумать :-)))
          но в принципе - это представительские расходы. ведь журналистам не предлагают деньги и не обязуют размещать информацию, которую они подчерпнут... но это уже к рассматриваемому вопросу имеет отдаленное отношение. Бесплатный PR и расходы на PR - вещи разные.

          • Эльдар
            Эльдар  → morfeus  29 июня 2010 в 18:12
            Гурман
            18 отзывов 1282

            Бесплатный PR и расходы на PR - вещи разные.
            это Вы моему фин.директору скажите )

            • morfeus
              morfeus  → Эльдар  29 июня 2010 в 18:17
              Обычный пользователь
              13 отзывов 1547

              это да :-)))) хотя и к ним подход найти можно, но это уже политика, которая определяется топ-менеджерами

            • JJenny
              JJenny  → Эльдар  29 июня 2010 в 18:20
              Гурман
              113 отзывов 4912

              Да ему лучше не знать, что PR на самом деле ничего не должен стоить:)

    • morfeus
      morfeus  → Эльдар  29 июня 2010 в 17:22
      Обычный пользователь
      13 отзывов 1547

      А по повду знаний и квалификации.... сколько ресторанных пиарщиков знает, кто такой релайтер? А ведь это всего-лишь правильное название ИХ профессии... Нехитрый тест, иллюстрирующий глубину познаний :-)

      • Эльдар
        Эльдар  → morfeus  29 июня 2010 в 17:36
        Гурман
        18 отзывов 1282

        А сколько релайтеров, работающих в хореке, профи?

        • morfeus
          morfeus  → Эльдар  29 июня 2010 в 18:03
          Обычный пользователь
          13 отзывов 1547

          думаю - столько же :) в хореке все еще хуже - как, впрочем, в b2b в целом, хотя pr - это их основной канал общения должен быть

          • Эльдар
            Эльдар  → morfeus  29 июня 2010 в 18:11
            Гурман
            18 отзывов 1282

            Я думаю, что в Hotel ситауция лучше, чем в ReCa. Что касается, b2b то там PR работает иначе и каналы с инструментами иные.
            Мне из последнего понравилось, что сдел Артём и афиша.

    • Vladi
      Vladi  → Эльдар  29 июня 2010 в 18:46
      Гурман
      5 отзывов 261

      Эльдар,в первой части все объяснено-прочитайте)))

      Тут)))

      • Эльдар
        Эльдар  → Vladi  29 июня 2010 в 21:35
        Гурман
        18 отзывов 1282

        Видел, там коментов нет!

  • Анатоль
    Анатоль  → morfeus  30 июня 2010 в 14:22
    Гурман
    35 отзывов 5054

    ВСЕ К СЕРГЕЮ!!!! объявляю эту неделю ГРУШЕВОЙ!!!
    Если кто-то услышит ГРУША, или увидет ценник, значит это на Литейном 17-19. Других груш на этой неделе НЕТ. Приятный Анатоль!

    • morfeus
      morfeus  → Анатоль  30 июня 2010 в 14:31
      Обычный пользователь
      13 отзывов 1547

      гран мерси (и никакая это не реклама :-))))

      • Анатоль
        Анатоль  → morfeus  30 июня 2010 в 14:49
        Гурман
        35 отзывов 5054

        Не, не РЕКЛАМО, да и мне все равно, что у Вас в топе)))) Мне интересно, что в топе Бориса!!!!
        ВСЕМ НА ГРУШИ!!!!! Кто не знает, КУДА? На Литейный 17-19.

        • morfeus
          morfeus  → Анатоль  30 июня 2010 в 15:05
          Обычный пользователь
          13 отзывов 1547

          а это на личной странице надо смотреть?

          • morfeus
            morfeus  → morfeus  30 июня 2010 в 15:06
            Обычный пользователь
            13 отзывов 1547

            а, простите, понял :-))
            я не виноват - это все ГРУШИ :-)

            • Анатоль
              Анатоль  → morfeus  30 июня 2010 в 15:15
              Гурман
              35 отзывов 5054

              Это смотреть только по адресу ЛИТЕЙНЫЙ ПРОСПЕКТ 17-19
              Груши в массы не пойдут, но ВКУС этого ароматного плода, можно успеть вкусить только на Литейном. ))))

        • Борис
          Борис  → Анатоль  30 июня 2010 в 15:56
          Гурман
          238 отзывов 5672

          Спасибо большое.
          Кто будет недоволен, пишите мне пожалуйста. Я СерОжу большее пропесочу за грушу, как грушу.

          • morfeus
            morfeus  → Борис  30 июня 2010 в 16:24
            Обычный пользователь
            13 отзывов 1547

            Не уж то только за нее песочить? я прям в расстройствах... только сердце с морковью подходит, а тут прям руки опускаются :-)))

    • JJenny
      JJenny  → Анатоль  30 июня 2010 в 14:40
      Гурман
      113 отзывов 4912

      Значит, если на рестоклабе никого нет, все ушли груши околачивать:)

      • Анатоль
        Анатоль  → JJenny  30 июня 2010 в 14:52
        Гурман
        35 отзывов 5054

        Да, ГРУШИ с ГИПЕРМАРКЕТОВ пропали, говорят МОСКВИЧИ на предстоящий ФОРУМ скупили, а форум на ЛИТЕЙНОМ 17-19!!!!
        На этой неделе еще можно вспомнить вкус ГРУШИ.