Ресторанам в России 20 лет....

24 января 2011 года

.... ну или около того. Сразу предупреждаю, пост про автоматизацию. Небольшое отступление. Про автоматизацию, но не рекламный. А общий. А то все всё время на меня ругаются, что как про автоматизацию, так сразу про iiko (айко). Общественность не признаёт фанатов систем автоматизации, хотя фанатов Mac и Iphone мульоны. Так что вот. В общем, всё, я заранее отмазался, да и пост теперь стал рекламным, в общем, можно начинать. Разные события разными людьми в разное время воспринимаются по-разному. Это статья – мой субъективный взгляд на то, что происходило в плане автоматизации последние пару десятков лет Википедия: Автоматизация — применение саморегулирующих технических средств, экономико-математических методов и систем управления, освобождающих человека от участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования информации, существенно уменьшающих степень этого участия или трудоёмкость выполняемых операций. Требует дополнительного применения датчиков, устройств ввода, управляющих устройств, исполнительных устройств, устройств вывода, использующих электронную технику и методы вычислений, иногда копирующие нервные и мыслительные функции человека... На самом деле, узнать систему автоматизации в ресторане легко. Нужно приглядеться к официантам. Бегая по залу, они порой подбегают к неким мониторам и начинают ожесточенно тыкать в них пальцами или ручкой. То, во что они тыкают — часть автоматизации. Самое главное, что делает система автоматизации ресторана, — позволяет официантам пробивать заказ (который после сохранения вылезает на кухне и в баре). А также печатать счет гостя на принтере. Это увеличивает скорость и безошибочность обслуживания вдвое. Сейчас гости ресторанов с недоумением смотрят на рукописные счета. Многие считают это верным признаком воровства. Однако только в Питере я знаю три сети из десяти-двадцати заведений , которые не считают автоматизацию необходимой и делают все ручкой на бумажке. Очень долго R-Keeper был основной системой автоматизации. Это даже стало именем нарицательным. Многие нынешние работники общепита называют R-Keeper’ом любую программу. R-Keeper работал на DOS, не требовал серверов, был легок, понятен и стал стандартом отрасли. Параллельно всегда существовали 1С-решения и прочие программы; я сталкивался не со всеми, рассказать мне про них нечего, поэтому упоминать не буду. Второе, что делает система автоматизации, учитывает приходы и расходы товаров,— позволяет знать себестоимость блюд, формировать отчеты по продажам.

Очень долгое время молодому российскому ресторанному рынку этого хватало. Появлялись серьезные ресторанные компании, сети, конкуренция. Вместе с международными компаниями из-за бугра в Россию пришел такой весь из себя дорогостоящий Micros. Возникла необходимость запускать разного рода программы лояльности. Системы автоматизации научились делать скидки и вообще внедрять разного рода дисконтные программы. Потом рестораторам захотелось, чтобы все это происходило еще и онлайн, для более оперативного контроля. «Легко!» — сказали системы и подстроились. И даже неожиданно возник Tillypad — пионер онлайновости. Очень современной внешности (в отличие от R-Keeper и 1С) программа с очень хорошим сервисом. Но и с недостатками — требовал мощных серверов, потому как работал под Windows, ну и в силу своей архитектуры. По функционалу был похож на все остальное. Однако с его появлением «стопудовость» R-Keeper пошатнулась. Который к тому времени плотно занял 80-90% рынка. И достиг того состояния, когда можно просто принимать заявки. Для Light Caf, сравнивая Tillypad и R-Keeper, мы выбрали первый, хотя до этого я все время работали на кипере. Постепенно системы обрастали управленческим функционалом, который медленно, но верно вытеснял Excel. Появились примочки для ведения управленческой отчетности. У R-Keeper была для этого внешняя программа «Капитал», у 1С — своя «Бухгалтерия». Потом R-Keeper научился связывать видео с камер с событиями в системе. Tillypad ответил тем же. Оба опять же сделали это через внешние программулины. Событийное видеонаблюдение весьма поддало жару рестораторам, на мой взгляд. Добавился и функционал по учету рабочего времени персонала. В этот момент за спинами делящих рынок современного Tillypad и старого доброго R-Keeper потихоньку расправляла плечи iiko (Айко). Включив все возможности, которые ресторатор мог получить по одному из многих ярлыков кипера, в одну программу, добавив туда полный управленческий учет, контроль фоновой музыки и автоматический расчет заработной платы. Добавили веса программе и несколько эмоциональных факторов, как то: сканирование приходных накладных, высокая скорость обработки данных и современный лебедевский, лаконично-стильный интерфейс. Стоит конечно и упомянуть про ответ Tillypada - Tillypad XL, и ответ лидера рынка - Rkeeper 7. Обе весьма хороши. На самом деле. Это Три кита, на которых строится российский рынок автоматизации. Есть еще пару десятков программ. Но им тройку лидеров уже не догнать. Чтобы догнать, надо заставить 100 креативных программистов писать три года, параллельно продавая. Слишком большие инвестиции, в том числе интеллектуальные. Вряд ли кто-нибудь потянет. А для тех, кому нужно мало функций за мало денег, этих двадцати хватает. Вот она, живая, здоровая, полезная пользователям конкуренция. Занимаясь автоматизацией невольно стал интересоваться, а что же есть ТАМ, за бугром. И вы знаете, ничего, кроме Micros. Поставьте Майкрос рядом с Тиллипадом, Айкой или Кипером, и вы почувствуете такую же как я гордость за нашу страну, которая делает лучший в мире софт для ресторанного бизнеса. Ура, товарищи, есть вещи, где мы впереди.

3 комментария