Хельсинки. Ресторан "Postres", Etelaesplanadi, 8.

18 августа 2014 года

Ресторан располагается на Эспланаде, в двух шагах от той части порта, где работает рыбный рынок. (Или не только рыбный, я в Хельсинки не был полных три года – запамятовал.) Заведение весьма популярное, на протяжении вечера оставались свободными лишь два столика. Интерьер совсем простенький – чистенько, но бедненько. Напоминает интерьеры трехзвездочных отелей. Зато WC, по которому обычно судят о солидности ресторации, благоухает свежестью. Цены атомные. Ужин на троих человек обошелся в 302,5 евро с двумя бокалами игристого вина на аперитив по 12 рублей, с бутылкой Pinot Grigio за 67 (где это видано, чтобы данное вино стоило столько денег) и с парой порций дижестива по 8.

Предлагают к трапезе летнее меню 2014 года. Всего девять наименований, по три на каждый раздел (закуски, горячее, десерты). Можно взять 6 курсов за 90 евро, можно 5 за 77, можно 4 за 69, а можно и вразнобой. Хлебную доску с голодухи пришлось крошить дважды. Чудесный черный хлеб в чем-то медовом и масло на контрасте в чем-то соленом скрашивали достаточно длительное ожидание первых блюд. Финны, вообще, да будет вам известно, народ неторопливый. Дали осмотреться по полной программе. Пока крутили головами по сторонам, пока изучали меню, пока дразнили желудочный тракт аперитивом, пока выбирали вино, прошло минут 40.

Ужин из четырех перемен. Гребешок с лососем и устрицами. Бриошь с креветками. Треска с картофельными шариками, приправленными анчоусами. Tart Tatin с ванильным мороженым и карамельным соусом.

Если проводить аналогии с одним рисунком, давным-давно увиденным мною в журнале «Крокодил», где тётка обрезает края у батона и скидывает их в мусорную корзину, то здесь можно утрированно наблюдать ровным счетом противоположную картину. Изумительные крайние блюда и совершенно обычные по центру. Гребешок под, как сейчас модно говорить, снегом из хрена бодрит и холодит приятно. Tart с хрустящей корочкой карамелен до безумства. А вот бриошь слишком суха, в компании ненужного сена, ну а треска она и в Африке треска, да еще и с зеленым горошком. Слегка попрессинговал соседей, залезая к ним в тарелки за meat balls c брусникой и пюре. Оценил. В кой-то веки шарики из настоящего мяса, а пюре взбито до состояния нежного крема. Сомлев от плотного ужина под аккомпанемент грома и проливного дождя, обратил внимание на серьезную батарею бутылок с «Аквавитом», под эгидой коего проходит летний сезон, выбрав под кофе норвежский вид, томимый три года в вишневых бочках, по виду напоминающий коньяк, а на вкус древесину. Но нам все равно, лишь бы по шарам било, да с ног валило, о чем наглядно говорит гордо принятая поза на скамейке у соседнего ресторана.

Опыт важный, опыт нужный, в данном контексте опыт первый, но опыт совсем не эталонный, не то чтобы, конечно, совсем бессмысленно, но дорогой.