Читальный зал Бориса. "Депрессивный Блог". Глава Третья. «Когда наступает Катастрофа и что такое "гормональный менеджмент". Часть Первая «Арсен».

13 июля 2009 года

Читать Вторую главу. Глава Третья. «Когда наступает Катастрофа и что такое "гормональный менеджмент". Часть Первая «Арсен». ...Он поднял на меня воспалённые глаза: - Понимаешь, деньги-шменьги всё х...ня. Я ненавижу этот ресторан, понял,да? Я когда вхожу туда, мне плохо, клянусь мамой! Я не понимаю-как это произошло,где я ошибся?Я всё делал сам, веришь? Под себя делал,паханом клянусь,мамой клянусь! Дизайнер-мизайнер не приглашал,вообще. Всё сам. Хорошо ведь получилось, скажа, да! ...С хозяином небольшого, но с любовью сделанного ресторана кавказской кухни на Ржевке меня познакомила моя главбухша. В моём ресторане она работала по совместительству, а основным местом работы её был автосалон, где хозяином был, как она сама выразилась "очень порядочный человек, хотя и нерусский" Нерусского звали Арсен и у него ещё была небольшая, стабильно работающая, ювелирная фабрика. То есть всё было... Всё было хорошо. Пока он не решил открыть ресторан. Запустив, сам того не зная, неумолимый часовой механизм Катастрофы. По роду своей деятельности мне неоднократно приходилось встречать владельцев ресторанов, переживших Катастрофу-крушение всех надежд, потерю денег, здоровья, и, что самое страшное - потерю веры в себя. Это тяжелое зрелище. Иногда причина Катастрофы совершенно не поддаётся анализу. Разумная концепция, хороший локейшн, профессиональные управленцы, толково сделанный старт-ап; казалось бы - всё правильно. Но...идут дни, ресторан стоит пустым, у персонала исчезает в глазах огонёк финансовой надежды. Хозяин всё также приезжает каждый вечер поужинать с друзьями, но выглядит он уже не таким радостным, как в первые дни после открытия. А потом он начинает приезжать два-три раза в месяц, долго не задерживается, и видно, что настроение у него - не очень. Особенно в те дни, когда он привозит в ресторан конверт. Это деньги,компенсирующие отрицательное сальдо ресторана. ...Арсен привозил в ресторан ежемесячно 8-10 тысяч долларов. И его напрягала не сумма. Его напрягал сам факт неудачи. Почему он - успешный человек,сумевший заработать деньги в 90-х и отстоявший свой бизнес от бандитов: "Два раза,стреляли в меня,э!... Думали-очко не железное..." – почему он не может заставить работать ресторан? Что тут сложного? Это был вызов. Неудача разъедала его изнутри, сжигала. Я не знал, как сказать ему правду и не обидеть. Правда состояла в том, что в этот ресторан НИКОГДА никто не придёт. Кроме друзей Арсена, которые практически каждый день устраивали в ресторане шумные сборища, ни за что не платили и одним своим видом заставляли случайно забредшие в ресторан парочки быстро ретироваться. Остальных гостей, явно пугали накрытые "в три стекла" и возвышающиеся на тарелках отвратительные "павлинчики" из тканевых салфеток, два мрачных охранника на входе, задающие каждому входящему потрясающий по своему идиотизму вопрос "А вы к кому, уважаемый?", льющийся из динамиков "Русский Шансон", припаркованные у входа черные тонированные Мерседесы и прочие признаки места, где тебя не ждут. А может быть и хуже того - накатят в репу, если что не так. Особо придирчивые читатели могут сказать, что неоднократно бывали в местах, схожих с тем, что я описываю. И что, судя по всему, дела там идут неплохо, несмотря на "Шансон", "павлинчиков" и т.д. Может быть. Народ сейчас осмелел. Но события о которых я рассказываю произошли почти восемь лет назад, и дверь в рестораны с ноги, как сейчас, граждане ещё не открывали. ...Я тогда работал в небольшом, но очень популярном, кафе на юге города. В выходные в кафе было всегда очень много народу, стильный по тем временам (середина 90-х) интерьер, видеоклипы на большом экране, пицца, разливное пиво, модные коктейли с Мартини. В один из выходных дней, в кафе степенно вошел грузный человек в светлом костюме, черной рубашке и с личной охраной. Я знал его.Это был Леонид Макарыч, один из соучредителей кафе, торгового комплекса, в котором оно располагалось, а по совместительству, ещё и авторитетный бизнесмен. В этот день Тайсон должен был драться с Холифилдом, и Макарыч хотел посмотреть бой на большом экране. Он был эстет и умел жить. По команде охраны, мы быстро освободили для него лучший столик, выгнав оттуда взашей каких-то несчастных, с детьми и свежесделанными покупками. Макарыч сел, заказал "Хенесси" с солёными орешками и обвёл глазами притихший зал. Потом поманил меня пальцем. Я подошёл. Шевельнулись губы цвета давленной много лет назад клубники.- "Вот всех этих...Всю эту п..бень...На х... отсюда. Пацаны тебе помогут, Понял?..." Конечно же, я понял.Через десять минут в зале кафе не осталось ни одного представителя так раздражавшей Макарыча, п..ебени Кстати, Леонид Макарыч сейчас в Москве. Помощник депутата. Одним словом, мы с Арсеном поговорили. В твоём ресторане хорошо только тебе и твоим друзьям, сказал я. Тебе нужно выбрать. Ты открыл ресторан для себя. А это-удовольствие, за которое нужно платить. Вот ты и платишь. Мы немного помолчали."Кроме того, у тебя воруют. И воруют много. Почти все. Ресторан нужно закрывать. На месяц-два. Ты уже сэкономишь 20 тысяч. Набери новых людей, поставь опытного управляющего, а сюда приезжай два раза в неделю, забирай деньги и пробуй блюда. Но всегда разные. А то ты кроме хаша и кутабов ничего не ешь. Кухня знает и специально для тебя их делает...На кассу посади доверенного человека, а его тоже проверяй, но незаметно, чтобы не обидеть. Зал больших изменений не потребует. Нужно убрать накрытие и пригласить какого-нибудь декоратора. В меню тоже нужно кое-что изменить..." ...Он позвонил мне через неделю и сказал, что ничего не будет менять.(Я не поверил, кстати, заехал в ресторан через месяц. Всё было по прежнему - пустой зал и празднующие друзья за сдвинутыми столами). "Слушай,вот ты сказал-всех уволить...А как, уволишь, зачем уволишь? Они мне все-как дети... Ну-возьмут немного...туда-сюда покушают... Сколько украдут? Ты не туда смотришь...не обижайся только. Тут реклама нужна. Листовки раздавать на светофорах надо. Люди не знают просто, что такое хорошее место открылось..." Человек просто не поверил, что ресторан, в который он вложил душу, может быть плохим. Ведь он же - Хозяин. Он знает как лучше. Ресторан Арсен всё-таки закрыл. Через год.

26 комментариев

  • Victory
    Victory  → Борис  13 июля 2009 в 10:34
    Гуру
    130 отзывов 3614

    Я этот подход к ведению бизнеса называю самодеятельностью. Она встречается везде, просто на примере ресторана наиболее заметны последствия. И если при торговле чем-то "сложным" у "хозяина" ещё возникает мысль, что можно спросить знающих людей, то все гостеприимные люди 100% уверены, что в общепите, практически родной стихии, их учить ничему не надо. В итоге образуется цепочка "самоуверенность-пренебрежение маркетингом-крах".

  • Gabbervog
    Gabbervog   → Борис  13 июля 2009 в 11:26
    ПредставительMeridien

    Аплодирую стоя!
    Я тоже сталкивался с такими ситуациями. Нанимают что то поменять, развить, изменить, улучшить.
    А в итоге от чего уходили к тому и приходили.

    • Борис
      Борис  → Gabbervog  13 июля 2009 в 11:28
      Гурман
      238 отзывов 5704

      Вечером про жен учиков будет. Не переключайте канал!

      • Gabbervog
        Gabbervog   → Борис  13 июля 2009 в 11:36
        ПредставительMeridien

        С этими вообще не возможно договориться.
        Я прошу прощения, но есть ещё одна особая категория.
        Сын открыл заведение, а управлять,в смысле делать вид, ставит маму.
        У меня была такая ситуация, выдержал год, посидел даже.
        Всё сделал, выручку поднял, гостями заполнил, а она по ночам людей присылала, ОНИ пытались на воровстве поймать.
        Кончилось тем, что вменили кражу чашки кофе, и уволили.
        Но нам не в первой с ветряными мельницами боротся.

        • Борис
          Борис  → Gabbervog  13 июля 2009 в 11:39
          Гурман
          238 отзывов 5704

          Кражу чашки или содержимого? Ай-ай-ай-йа, как не хорошо!

          • Gabbervog
            Gabbervog   → Борис  13 июля 2009 в 13:20
            ПредставительMeridien

            На этот вопрос я ответ дать не могу....

        • Элен-Элен
          Элен-Элен  → Gabbervog  13 июля 2009 в 12:47
          Ценитель
          9 отзывов 6

          Был случай: Только не ночью, а с утреца обойдя компьютер, счет
          принесли который написан был от руки.
          Увольнение было в этот же день, кто имел отношение столь не
          в простом деле.
          Так, что тайное рано или поздно становится явным.

          • Gabbervog
            Gabbervog   → Элен-Элен  13 июля 2009 в 13:59
            ПредставительMeridien

            Это вы к чему?!

  • Vladi
    Vladi  → Борис  14 июля 2009 в 12:42
    Гурман
    5 отзывов 261

    интересная история....

    но все мы в принципе очень тяжело признаем свои ошибки.....главная какая цена......

  • fineappreciator
    fineappreciator  → Борис  10 марта 2010 в 20:02
    Гурман
    9 отзывов 205

    )), это ж почти что притча! Прямо "Борис Крылов")).

    Спасибо!

    а где же продолжение?

  • fineappreciator
    fineappreciator  → Борис  10 марта 2010 в 21:13
    Гурман
    9 отзывов 205

    ну, первую и вторую главы, а из третьей вот тока эту - часть первую :)

  • гурманоид
    гурманоид  → Борис  10 марта 2010 в 23:49
    Гурман
    13 отзывов 550

    Арсены растут, в смысле, над собой. Иногда очень приятно работать, если возникает доверие.

  • андрей а.
    андрей а.  → Борис  11 марта 2010 в 00:45
    Ценитель
    5 отзывов 55

    Странное дело,но в день публикации этот рассказ не произвел на меня впечатление. По своему житейскому опыту знаю,что у таких героев всегда несколько бизнесов -или услуги,или торговля. А кафе,рестораны это так - игрушки. Любой мужчина с деньгами может запустить предприятие общепита. Да и родственников, не очень богатых,пруд пруди.
    За еду,минимальный заработок будут работать без всякой профсоюзной хрени. Пикнут-вылетят.
    В России любят шашлык,в России его боготворят. Но только бедолага Арсен не просчитал ситуацию с коллегами-земляками.