Этикет за столом. Немного из истории .

11 февраля 2010 года

Само понятие "этикет" настолько давнее, что очень трудно найти и установить время его появления. Но, если верить историческим фактам, слово "этикет" впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV - того самого, которому легенда приписывает изречение:"Государство - это я". На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово "этикет". Древнейшим сведениям об этикете насчитывается примерно пять тысяч лет. Жизнерадостные греки, превозносившие любовь к Родине, готовность отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою - наиболее ценимые формы поведения грека. Древний Рим, хотя и принял греческую культуру за основу, в силу своих общественно-социальных условий был вопиюще дисгармоничен в потребностях, нравственных и эстетических нормах. Естественно, что это находило отражение и в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах. В эпоху средневековья особенно выделяется пышный и каноничный этикет Византии, впитавший в себя культуру Запада и Востока. Еще не зная слова "этикет", придворный церемониал создали на Востоке. Европейцы же до сих пор с трудом постигают японский кодекс учтивости. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений. Японский этикетобязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Но ведь Восток - это не только Япония. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний. Интересна история развития этикета за столом . Если вспоминать историю его развития, например, в Англии, то интересны выдержки из книги, выпущенной в Лондоне в 1577 "The Boke of Nurture, or Schoole of Good Manners" by Hugh Rhodes. Например: - Перед тем как сесть за стол убедитесь что ваш нож чистый и острый, руки вымыты и ногти пострижены. - Не кладите слишком много хлеба в суп. Не крошите его в блюдо, которое делите с остальными, отрезайте хлеб ножом, в случае если у вас потные руки. - Соль из солонки берите ножом, а не макайте в нее мясо, - Не сморкайтесь в салфетку, которой вытираете руки, - Не пейте слишком много. - Не дуйте на суп, так как ваше дыхание может быть не приятным. Не бросайте кости под стол. Не потягивайтесь и не наваливайтесь на стол. Не вырезайте по столу ножом. А вот советы для английской молодежи и детей, датированные приблизительно 1475годом: - Не тряси головой над тарелкой, не ковыряй в носу, зубах или ногтях,...не клади нож в рот. - Не ломай хлеб пополам и не прячь его в карман. - Не ковыряй пальцами в тарелке. - Не пей за чьей-нибудь спиной . - Не вытирай нож об одежду и не вытирай нос за столом. И три основных табу для молодежи того времени: - Не размазывай масло по хлебу большом пальцем , - Не ешь хлеб, который упал на пол, - Не макай пальцы в яйца. А как же развивался этот этикет за океаном? Первый президент США Джордж Вашингтон прославился тем, что в четырнадцать лет, воспользовавшись английским переводом книжки французского монаха, изданной в 1640 году, составил сто десять "Правил приличного поведения". Вот лишь некоторые из них: "Не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях..." Более поздние американские своды правил во многом ориентированы на практицизм сочинений видного писателя и политического деятеля Б. Франклина. Что касается России, то до XVIII века состоятельные граждане жили, руководствуясь "Домостроем". Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром в эпоху Ивана IV. Единоличная власть в семье принадлежала отцу: он и суд семейный решил, и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание. Активным проводником европейских манер в России стал Петр I. Для просвещения дворянских отпрысков царь велел трижды переиздать популярную в европе книгу "Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов".

Многие из правил не утеряли актуальности и поныне. Вот некоторые выдержки: "Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: -В-первых, обрежь свои ногти, да не явятся якобы оные бархатом обшиты. Умой руки и сяди благочинно, сиди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри, как свиния, и не дуй в ушное (уст. «суп», «похлебка»), чтобы везде брызгало, не сопи, егда яси, первый не пий, будь воздержен и бегай пьянства, пий и яждь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний. -Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари ему. -Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай. -Когда тебе пить, не утирай (рта) губ рукою, но полотенцем, и не пий, пока еще пищи не проглотил. -Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. -Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь; хлеба приложа к грудям не режь, ешь, что пред тобою лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хощешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли. -Над ествою не чавкай, как свиния, и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. -Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже. -Когда яси яйцо, отрежь напредь хлеба и смотри, чтоб при том не вытекло, и яждь скоро. Яишной скорлупы не разбивай и, пока яси яйцо, не пий; между тем не замарай скатерти и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего. -Когда престанешь ясти, возблагодари бога, умой руки и лицо и выполощи рот". Современный этикет (в том числе, за столом) унаследовал обычаи и традиции народов от седой древности и до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития. Не следует забывать, что нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей считается общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные правила этикета, но и понимать необходимость определенных норм взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие взаимоотношения. Источник, источник, источник.

4 комментария