1. Главная/
  2. Все статьи/
  3. Новые места/
  4. Обзоры/
  5. Как pet-friendly-рестораны меняют индустрию прямо сейчас

Как pet-friendly-рестораны меняют индустрию прямо сейчас

Временная мода или базовая потребность? Будем разбираться!

Как ресторанная отрасль отреагировала на возникший в обществе запрос на pet-friendly-среду? О существующих концепциях, успешных кейсах и неочевидных бонусах дружелюбного подхода к четвероногим гостям для рестораторов рассказывает Елена Крупина, руководитель департамента маркетинга компании «Валта Пет Продактс» и партнер фестиваля GASTREET International Restaurant Show.

В 2024 году самое большое событие индустрии HoReCa традиционно пройдет на Курорте Красная Поляна с 3 по 8 июня. Только 5000 участников окажутся в GASTREET City — закрытом городе для рестораторов, отельеров и поставщиков.

На мягких лапах

Pet-friendly-культура, которая на Западе насчитывает не один десяток лет и давно стала чем-то рядовым, для нашей страны в новинку. Еще недавно желание пойти с питомцем в ресторан воспринималось не как вполне понятная потребность, а как маркер эксцентричности или попытка привлечь к себе внимание.

Pet-friendly-подход интегрировался в российскую ресторанную индустрию постепенно. Не запрыгнул с наскока, а аккуратно зашел на мягких лапах — как логичная реакция на меняющееся в обществе отношение к домашним любимцам. По данным ВЦИОМ, сегодня около 70% россиян имеют питомцев. И для многих они стали полноценными членами семьи — с которыми хочется не только лежать в обнимку на диване или гулять в парке, но и путешествовать, работать, ходить на шопинг и ужинать в ресторанах.

Неудивительно, что постепенно заведений, которые на вопрос «можно ли к вам с питомцем?» отвечали положительно, становилось все больше. В некоторых из них четвероногим гостям стали приносить миску с водой. Дальше — больше: в ход пошли лежанки, лакомства-комплименты, собственное меню. 

Места хватит всем

У философии pet-friendly, как и у любого нового веяния, есть как сторонники, так и противники. Часто люди опасаются, что присутствие в ресторане гостей с питомцами может испортить отдых остальным — например, стать источником шума, агрессии или даже спровоцировать аллергию. Однако на практике эта проблема решается довольно просто — за счет зонирования. Что касается возможных аллергических реакций, то хорошая вентиляция и тщательный подход к уборке и дезинфекции после каждого любимца (в дополнение к зонированию) сводят риски к минимуму.

За рубежом распространенная практика — выделять для гостей с питомцами патио. Например, в заведениях популярной американской сети Lazy Dog, которая славится своим dog-friendly-подходом, всегда есть отдельная зона, куда можно прийти с четвероногим другом. По этому пути пошел и московский ресторан La Scarpetta, который открыл летнюю pet-friendly-веранду. Питомцам здесь предлагают мисочку воды и угощают лакомствами от Monge Gift. Отдельного меню пока нет, однако мы в «Валта Пет Продактс» активно разрабатываем его совместно с рестораном. И в отличии от Lazy Dog, в La Scarpetta устроиться с питомцем можно не только на веранде, но и внутри ресторана.  

  • La Scarpetta
  • La Scarpetta
  • La Scarpetta

Еще один способ зонирования — разводить гостей с питомцами и без них не только территориально, но и по времени. К примеру, бутик-отель The Egerton House в центре Лондона, ждет гостей с четвероногими компаньонами всего дважды в неделю. Зато по четвергам и воскресеньям собак принимают по-королевски. Для них доступны два сета блюд. Первый сет включает в себя мясной рулет, домашнее печенье и морковный кекс. Второй — насыщенный мясной бульон с закусками-канапе, который, как обещают, разбудит в питомце «внутреннего Джеймса Бонда».

Особые запросы

Меню многих зарубежных pet-friendly-ресторанов пестрят позициями вроде «говяжья котлета» и «фарш с рисом» или даже «печенье с арахисовым маслом» и «банановое мороженое». И некоторые отечественные рестораторы тоже пытаются придумать что-то подобное. Однако важно помнить, что пищеварительная система питомцев кардинальным образом отличается от человеческой. Поэтому оптимальный вариант — это меню, составленное на готовых рационах и кормах. А вот сервировать блюдо можно по-разному, например, добавляя небольшое количество овощей к корму. 

Мы в «Валта Пет Продактс» совместно с заведениями разрабатываем блюда, которые не только придутся питомцам по вкусу, но и будут полезны для них. К примеру, в 2022 году в ресторане FRANK by БАСТА на «Флаконе» состоялось мероприятие, на котором мы, совместно с командой ресторана и pet-friendly-сообществом «Хвост Ньюс» презентовали авторское dog-меню. На его создание, а также обучение персонала ушло четыре месяца. 

  • FRANK by БАСТА
  • FRANK by БАСТА
  • FRANK by БАСТА

Дружелюбие по инструкции

Pet-friendly-подход ни в коем случае не означает, что питомцам в конкретном ресторане позволено все — бегать по залу, кусаться, пачкать мебель. Большинство владельцев собак понимают это априори — каждый знает характер своего питомца, его возможные реакции на различные обстоятельства. 

В ресторане ответственные гости с любимцами ведут себя, по сути, как на прогулке: держат на поводке, соблюдают дистанцию, не отпускают самостоятельно передвигаться, так как четвероногий может помешать другим гостям, съесть что-то вредное или убежать на улицу. Однако лучше не полагаться только на сознательность посетителей, но и прописать четкие инструкции — как для гостей, так и для персонала. Это позволит максимально предотвратить опасные и конфликтные ситуации.

На сайтах зарубежных заведений с пометкой pet-friendly четко прописано, что входит в понятие «дружелюбие». Уже упомянутые Lazy Dog просят не усаживать питомцев на столы, стулья и к себе колени, а также не кормить их из своей посуды, так это противоречит требованиям Министерства здравоохранения. Также в правилах указано: «Официант не должен гладить вашего (очаровательного!) щенка во время работы — ничего личного».

У российской сети FRANK by Баста есть отдельные правила как для гостей с собаками, так и для гостей без них. Для последних, в частности, прописано, как вести себя, если захотелось погладить чьего-то четвероного друга. Конечно, большинство собак очень любят и хозяина, и всех окружающих людей, но бывают исключения, и заведению важно их предусмотреть.

Ресторан как центр pet-комьюнити

Некоторые рестораны не ограничиваются созданием pet-friendly-среды для гостей, которые хотят прийти на обед или ужин с питомцем, а идут дальше и создают pet-комьюнити.

В 2021 году в панорамном ресторане «Карлсон» от Ginza Group состоялась первая pet-friendly-вечеринка, которая была организована командой заведения и нашей компанией — на ней присутствовали более 50 любителей собак. Гости узнали, как правильно ухаживать за шерстью любимцев, как составить для них полезную программу питания и получили на память классные фотографии. 

  • Pet-friendly мероприятие в Карлсон от Ginza Group
  • Pet-friendly мероприятие в Карлсон от Ginza Group
  • Pet-friendly мероприятие в Карлсон от Ginza Group

Еще один интересный пример pet-friendly-заведения с расширенной концепцией появился в прошлом году на фестивале GASTREET International Restaurant Show в Сочи. За несколько дней на территории Gastreet City организаторы мероприятия и мы, «Валта Пет Продактс», создали pop-up-ресторан с потрясающим видом на горы. Там можно было не просто отдохнуть и вкусно поесть вместе с четвероногим компаньоном, но и получить консультацию ветеринара и кинолога. Еще один бонус — просторная тренировочная зона, где собаки, отведав деликатесы из специального меню, могли выплеснуть энергию.

(Не) очевидные бонусы

Почему же, несмотря на ряд сложностей и дополнительных затрат, все больше ресторанов задумываются над тем, чтобы стать pet-friendly? Есть очевидные аргументы, которые лежат на поверхности — расширение клиентской базы, создание дополнительного конкурентного преимущества. Однако главные бонусы связаны с особым эмоциональным опытом - именно его получает гость, посещая заведение со своим любимцем. 

Конечно, многое зависит от того, какой именно сервис выстроит ресторатор. Просто предложить воды — это, конечно, хорошо, но так сейчас делают практически везде. А вот выдать лежанку, подарить лакомство или презентовать классный бокс с угощениями и игрушкой — это уже другой уровень. Если гость будет удивлен, испытает яркую эмоцию — например, от классной игрушки в виде брокколи, в которую влюбится его четвероногий компаньон, он не просто захочет выложить фото в сеть, но и лично расскажет об этом друзьям и коллегам. И тут включается сарафанное радио — один из сильнейших маркетинговых инструментов. 

Поэтому связь тут прямая — чем более широко и профессионально заведение демонстрирует свой статус pet-friendly, тем больше у него как мгновенных, так и отложенных во времени бонусов.