Да как же тут не выпить бедному пихмею!.. или Apocalypse Now

21 февраля 2011 года

Еда не приходит одна // Продовольственные товары продолжают дорожать Газета «Коммерсантъ» № 30/П (4571) от 21.02.2011 Продовольственный кризис только начинается, предупредила в начале года ООН. Цены на продукты в России, хотя и выросли в прошлом году беспрецедентно (на гречку почти в три раза, на картофель — примерно вдвое), в январе продолжали повышаться. Прогнозы противоречивы: Минэкономразвития надеется, что инфляция замедлится во второй половине года, когда придет новый урожай, Международный совет по зерну возражает, что сократятся и запасы, и новые поступления, а эксперты ООН говорят о "человеческом факторе" — попросту спекуляциях. Благоприятный климат для цен Положение настолько критично, что странам Африки и Латинской Америки угрожают голодные бунты, предупредила в начале февраля Организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства ООН (FAO). В январе FAO зафиксировала рекордный продовольственный индекс (показывает изменение за месяц международных цен на корзину определенных товаров) в 231 пункт — это самый высокий показатель с 1990 года (см. рисунок). В центре "Совэкон" констатировали: продовольственная инфляция в России в 2010 году почти удвоилась, составив 12,9% против 6,8% годом ранее. Исполнительный директор центра Андрей Сизов говорит, что даже в конце прошлого лета мало кто понимал, насколько быстро будут расти цены. Как долго продолжится рост, теперь тоже никто не понимает: по итогам января общая инфляции в России составила 2,4%. Как показывают данные Росстата, с июня по февраль стоимость гречки в магазинах поднялась на 189,2%, картофеля — на 76,4%. "Наиболее сложным периодом будет весна, а потом цены могут прекратить рост или даже снизиться",— заявил в конце января заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач "Российской газете". Он надеется на новый урожай, хотя признает, что "большинство ожиданий все-таки строится на продолжении роста мировых цен". Международный совет по зерну предупреждает, что на фоне сокращения мировых запасов потребление зерна продолжит рост: оптимизм вселяет, что он будет не таким резким, как годом ранее,— 1,4% против более 2%, так как промышленная переработка, например, в биотопливо уже не так актуальна. Объективные причины роста цен — неблагоприятные погодные условия, которые затронули практически все части света (см. рисунок). Так, цены на сахар установили 30-летний рекорд в ноябре после того, как стало известно, что засуха в Бразилии, одном из лидеров по его производству и экспорту, привела к значительным потерям урожая сахарного тростника. Это спровоцировало резкий спрос на сахар на мировом рынке. Второй по величине производитель Индия, страдающая от наводнений, тут же ввела квоты на экспорт своего сахара. В начале февраля тревожные новости о засухе в северных районах Китая (один из крупнейших производителей и экспортеров зерна), где производятся зерновые в зимний период, привели к новому витку цен и без того поднявшихся после прошлогодних наводнений в Австралии и США, засухи в Аргентине и Канаде. Стоимость кормов в конечной стоимости мяса достигает 60%, поэтому вслед за зерновыми сразу же подорожали и мясопродукты. Ситуацию усугубили эпидемии, например, в Южной Корее, снабжающей мясом Азиатский регион, огромное количество скота было уничтожено из-за вспышки ящура. По данным российского Минсельхоза, из-за засухи в 2010 году в стране погибли посевы на 13,3 млн га, то есть на 17% общей посевной площади. В результате зерна в прошлом году было собрано около 61 млн тонн против 97,1 млн тонн годом ранее. Эмбарго на экспорт зерна, введенное с 15 августа, продлится минимум до 1 июля этого года. Было решено ввозить гречневую крупу и картофель, импорт которого в 2010 году увеличился более чем в 1,5 раза. Председатель совета директоров холдинга "Помидорпром" Максим Протасов месяц назад признавался "Ъ", что зеленого горошка вообще почти не осталось, а кабачковой икры не хватит до начала марта. Операция — спекуляция Рекордные цены на продовольствие спровоцированы не только изменением климата и неурожаями, но и действиями спекулянтов, написала в январе британская The Guardian. Сырьевые контракты были превращены в деривативы, которые можно было покупать и продавать трейдерам, не имеющим никакого отношения к сельскому хозяйству, объясняют эксперты издания. "Цены на пшеницу, кукурузу и рис выросли очень существенно, но это не связано с низким уровнем запасов или урожая, а скорее отражает реакцию трейдеров и спекулятивные операции",— сообщал специальный докладчик ООН по вопросу о праве на питание Оливье де Шуттер. Российские чиновники традиционно пытаются найти виноватых в росте цен на продукты питания среди участников рынка. В случае с гречкой Федеральная антимонопольная служба (ФАС) раскрыла "четкие сговоры в оптовом звене". Президент Дмитрий Медведев призвал главу Минсельхоза Елену Скрынник "бить по рукам" спекулянтов, необоснованно завышающих цены на продукты питания. "Кроме общемирового тренда удорожания продовольствия идет подстройка розничной торговли к инфляционным ожиданиям",— согласен директор центра стратегических исследований Банка Москвы Алексей Ведов. "Все-таки на 85-90% рост цен объясняется неурожаем",— успокаивает директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Начальник управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС Таймураз Харитонашвили подтверждает, что спекуляции составляют 10-15% в росте цен на продовольствие, а все остальное связано с удорожанием сельскохозяйственного сырья. Однако, по его мнению, до 1 января рост цен на 40% был вызван засухой и на 60% — действиями недобросовестных участников рынка. Главный экономист центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов отмечает, что в России влияние фактора засухи на рост продовольственных цен должно было сказаться как раз в начале 2011 года. "До этого должна была продаваться продукция, сырье для производства которой было закуплено еще по старым ценам",— говорит он. В сети "Седьмой континент" говорят, что уже с октября прошлого года столкнулись с "неадекватными предложениями по поставкам охлажденного мяса" и не принимают от отдельных поставщиков новых ценовых листов. "Каждый новый рубль к закупочной стоимости сеть заведомо воспринимает в штыки, поэтому если нет аргументации роста цены, то нет и контракта",— пояснила пресс-секретарь сети Влада Баранова. В другой крупной розничной сети "Ъ" рассказали, что в последние недели цены на картофель должны были вообще снизиться на 20%: "Если в прошлом году мы получали дорогую продукцию из Голландии, то сейчас же начались поставки по более умеренным ценам из Индии и ряда других азиатских стран, где подошел новый урожай". На ажиотаже вокруг продовольствия заработают не только оптовики и розничные компании, но и сами производители. Агрохолдинг "Русагро", основным бизнесом которого является производство зерна и сахара, собирается предпринять вторую попытку по выходу на Лондонскую фондовую биржу: год назад компании не удалось продать акции по желаемой цене. Производитель подсолнечного масла "Юг Руси" этой весной также собирается продать часть своих акций в Лондоне. Их оптимизм становится понятен, если учесть, как выросли за последние полгода котировки российских компаний пищевого сектора. Олег Трутнев, Дарья Шиенок
Вот они деривативы-то! Куда там Форду Фрэнсису!

2 комментария

  • Борис
    Борис  → McDonald's  22 февраля 2011 в 00:14
    Гурман
    238 отзывов 5940

    А в Макдоналдсе цены не растут! Ура! Рекламо.

    • McDonald's
      McDonald's  → Борис  22 февраля 2011 в 19:32
      Лишен доступа к сайту
      0 отзывов 182

      В Росинтере тоже не растут... пока не растут...

      Аппетиты растут
      Рынок общественного питания вернулся на докризисный уровень за счет фастфуда и недорогих ресторанов. Сегмент дорогих ресторанов стагнирует

      Елена Домброва
      Алла Токарева
      Ведомости — Санкт-Петербург
      08.02.2011, 21 (2787)

      Оборот общественного питания в Петербурге в 2010 г. составил 43,5 млрд руб., на 4,4% больше, чем в 2009 г., подсчитал Петростат. Объем рынка превысил докризисный уровень 2008 г. на 4,8%. По данным «Комкона» за девять месяцев 2010 г., доля уличных точек питания в предпочтениях жителей сократилась с 12,7 до 10,6%, при этом доля кафе и кофеен выросла с 27,2 до 29,8%.

      Сегменты рынков общепита восстанавливаются зеркально падению: люди начнут возвращаться из фастфуда в те рестораны, которые позволяли себе до кризиса, рассуждает Валерия Силина, вице-президент «Росинтер ресторантс холдинг». Фастфуд почти не пострадал, сильнее всего кризисом были задеты дорогие рестораны, их обороты снизились на 50%, отмечает Петр Алешин, управляющий партнер «Бирпродакшн» («Пивная башня», «Балтика брю»).

      Стагнация дорогих ресторанов продолжается, говорит Павел Мацкин, гендиректор «Паблик фудс». Он отмечает, что оснований для роста нет: продукты и коммунальные услуги дорожают, но средний чек не растет.

      Медленное восстановление ресторанов отчасти объясняется развитием фастфуда, в том числе качественного, — люди стали проще к нему относиться, считает Мацкин.

      Кризис сыграл на руку сетям фастфуда, люди стали часто выбирать недорогие заведения, подтверждает Татьяна Богомякова, консультант по развитию Subway Russia в Петербурге. По ее данным, сеть Subway в России удвоилась с 82 ресторанов в 2009 г. до 167 в 2010 г.
      В кризис (в 2008 г.) выручка демократичных ресторанов упала примерно на 15%, говорит Силина. Рестораны среднего сегмента (500 руб.) пострадали, но оказались устойчивее дорогих, потеряв 20-30% выручки, сказал Алешин.
      Позитивный тренд начался со второй половины 2009 г., выручка «Росинтер» выросла на 12,7% за квартал по сравнению со среднеквартальной выручкой первых девяти месяцев 2009 г., в 2010 г. выручка увеличилась почти на 17%, количество посетителей — на 6,5%, говорит Силина.
      По данным исследования «Российский индекс целевых групп», проводимого «Комконом» (Synovate), расходы петербургских семей на общепит за I квартал 2010 г. составили 2914 руб. В 2008 г. средняя сумма была 2769 руб., в 2009 г. — 2623 руб.
      «Средний чек в “Росинтере” увеличился всего на 0,4%, мы сознательно удерживали цены, так как важно было вернуть людей в рестораны», — объясняет Силина. Стоимость продуктов также осталась на прежнем уровне: компания консолидировала поставщиков, добавляет она.
      Продукты подорожали с 2008 г. на 40%, но цены остаются прежними, это мера, чтобы удержать клиентов, говорит Алешин. По его словам, в этом году компания планирует пересмотреть договоры с поставщиками продуктов, чтобы зафиксировать цены на прежнем уровне. В этом году рост, безусловно, продолжится, темпы роста — около 20%, компания планирует к концу года открыть еще ресторан, сказал Алешин.