Крест и "Шампанское". Про игристые вина, снобизм и поэзию

20 июня 2011 года

В чем загадка популярности шампанских вин? Даже в Скандинавии, не говоря о континентальной Европе, в любой небольшой забегаловке Вам предложат 3-4 наименования Champagne, включая весьма дорогие и нескромные миллезимы (вино, сделанное из урожая одного года, с указанием этого года на этикетке). Да что говорить, даже демократичный и молодежный Viking Line предлагает Cristal на борту. Шампанское принято пить при малейшем поводе. Это не только романтический флёр, но и просто праздник. При этом я как-то не сталкивался с культурой "прийти-в-гости-с-бутылочкой-шампанского". Это всегда на усмотрение хозяев. Хотя, могу и ошибаться. Я не большой ходок по гостям. Но есть подозрение, что шампанское все-таки подразумевает либо гламурность атмосферы (только не в российском понимании термина glamour, а когда светское общество собирается на приеме у английской королевы, заядлой любительнице Chamapgne, надо сказать), либо - интимность. "Бутылка на двоих" - но опять же, с совсем другим смыслом. Шампанское, льющееся рекой на 10-летии открытия скважины №317 в "Газпроме"... Не знаю, мне кажется это потому, что оно просто стоит дороже, чем сравнимое по качеству белое вино... Особенно под ризотто, дичь и пироги с капустой... Но мы в расчет это брать не будем. Может, успех шампанского в его цене? Не адской наценке, которая делает бутылку ординарного шампанского недосягаемой даже для вполне обеспеченных россиян. 30-40 евро, что стоит Champagne (кюве) в Европе тоже деньги ощутимые. И поэтому шампанское чаще всего пьют "по поводу". Но цена эта обоснована, потому как процесс шампанизации вина достаточно сложен. Слава Богу, что 150 лет назад нашли способ противостоять бою бутылок (Из-за высокого давления внутри при хранении и транспортировке бились до 90% бутылок в 17-18 веках. В начале 19-го века этот показатель снизился до 40%. Проблему решили в 50-х гг позапрошлого века). Это значительно снизило стоимость одной бутылки (цена в России в середине 19-го века достигала 5 рублей золотом)... Т.е. переплата в 3-4 раза по сравнению с вполне достойным белым вином - всего лишь за воздух. Это отличный пример для противников маркетинга и брендинга, кстати. Реальный случай, когда потребитель переплачивает за CO2 - это даже не воздух!... Но на самом деле в этой относительной недоступности, атмосфере роскоши, аристократизма и эротики (как ни странно) и кроется популярность шампанского. Это напиток для интеллектуалов, знающих кто, когда и с чем употреблял шампанское. С удивлением для себя обнаружил, что Хемингуэй - революционер, писатель и кумир советской молодежи 60-х, писавший о несправедливости общества, бедности и пороках, - с удовольствием пил Krug - лучшее из шампанских вин (IMHO), цены на коорое начинаются от 200 евро за бутылку... Атмосфера праздника - для всех одна. Но, как ни странно, шампанское популярно и в России. Только вот правильнее сказать "шампанское" или "совсетское шампанское". Мы все учили в школе "Евгения Онегина". Т.ч. в пушкинском "вина кометы брызнул ток..." мы все понимаем, что речь о "Вдове Клико" (почему их маркетинг до сих пор не воспользовался 100% известностью марки в России? Потому как известность - это пустое). Т.е. о шампанском. Даже советские будни и пролетарская диктатура не смогли противостоять антуражу коронационного напитка. Правда, мы слегка полностью извращены в представлении об этом вине. Рассказы о том, что шампанское из Абрау-Дюрсо наливали во французские бутылки и никто не замечал разницы (а следовательно, советское шампанское как минимум не хуже французского) - это сказки. Дело было совсем по-другому. Сначала Лев Голицын получил гран-при на Всемирной Выставке 1900 года за свое игристое вино, которое "играет в стакане на манер шампанского и превосходно во всех отношениях", урожая 1899 года. Это был результат экспериментов и кропотливого труда, достойно вознагражденный. Но это вино и по этой технологии производилось лишь до 1905 года, а потом технологию изменили. И от французского в нашем шампанском не осталось и следа... За изобретение технологии приготовления шампанского резервуарным способом (ах! как романтично звучит) создатели этого способа получили Сталинскую премию в 1942 и Ленинскую - в 1961. И некогда элитарный напиток стал доступен для любого советского труженника. Да и сейчас его можно приобрести за 90-150 рублей, в 2-3 раза дешевле бутылки белого вина сомнительного качества, а то и водки. Т.ч. нажраться вусмерть шампанским - удовольствие, доступное не только для аристократии и интеллектуальной элиты. Увы, но "мода" на Champagne в России так и не сформировалась. Весьма дорогим было шампанское до революции, отсутствовало после... Первую бутылку (это был, кстати Krug) я увидел в отделе комиссионных импортных напитков в магазине ДЛТ в начале 90-х. Интересно, сколько она пролежала в витрине? На моей памяти - несколько месяцев точно. Цену не помню, но было очень дорого. Интересно, когда нибудь Россия станет пить Champagne? Судя по докризисным "жирным" временам, не начали. Уж больно странной ценовой политики придерживаются дистрибьюторы, выставляя цены на напитки абсолютно произвольно... Наценка от 50 до 400 % выгладит весьма странной, а разница в цене на полке в соседних магазинах в 30% за один и тот же напиток - удивительна. Что и является, на мой взгляд, свидетельством незрелости нашего рынка настоящих шампанских вин... Кризис опять оттащит нас назад. Может мы не научились запивать закуски, а не закусывать выпивку? Или мы вполне довольствуемся подделками? Может просто мы не привыкли баловать себя так, как делают это хотя бы финны? Может от этого и все наши проблемы? :-) "На Нобиле - благословенье папское. Не карты полюсов он вез с собой, а крест, громаднейший крестище... и шампанское!" Так писал Маяковский о спасении экспидиции Умберто Нобиле - "Теперь скажите вы, которые летали, что нахалтурили начальники «Италии»? Не от креста ль с шампанским дирижабля крен?" Осуждающе писал. Владимир Маяковский. Единственный спиртной напиток, который он употреблял - было шампанское. А вот кто действительно не любил "Шампанское" - так это Евгений Онегин. Несмотря на "вошел - и пробка в потолок", "Вдовы Клико или Моэта благословенное вино"... "Но изменяет пеной шумной Оно желудку моему, И я Бордо благоразумный Уж нынче предпочел ему. К Аи я больше не способен; Аи любовнице подобен Блестящей, ветреной, живой, И своенравной, и пустой... Но ты, Бордо, подобен другу, Который, в горе и в беде, Товарищ завсегда, везде, Готов нам оказать услугу Иль тихий разделить досуг. Да здравствует Бордо, наш друг!" ... И такого отношения к Champagne придерживаются многие, находя "пустым" даже сорта "блан де нуар". Неужели "Шампанское - это просто фетиш. Ну и пусть так - ведь фетиш вне политики, вне сословия и вне времени - это редкость.

5 комментариев

  • Татьяна
    Татьяна  → morfeus  20 июня 2011 в 18:39
    Гурман
    18 отзывов 770

    Сочинила
    Ах, Taittinger, ты мое, Taittinger

  • Борис
    Борис  → morfeus  20 июня 2011 в 20:06
    Гурман
    238 отзывов 5936

    Во всем виноваты Древние Маркетологи, что привязали бренд "Шампанское" в Праздник. Макдональдс, сделавший тоже самое, за это горит в Аду, а Шампань купается в Раю.

    • morfeus
      morfeus  → Борис  20 июня 2011 в 21:10
      Обычный пользователь
      13 отзывов 1548

      значит древние маркетологи Шампани были куда лучше, чем приглашенные Роналдом МакДоналдом :-)