Перепост с РБК: http://top.rbc.ru/economics/28/09/2011/617655.shtml
Быстрый соблазн: правда и вымысел о цене и пользе фаст-фуда
Быстрая еда как отражение ускорения темпа жизни цивилизации вошла в обиход еще задолго до появления самого термина fast-food со всевозможными пирожками, лепешками, лапшой и прочим. Тем не менее именно в США, как водится, этот стиль питания получил четкие критерии, стандарты, право на мировую экспансию и непререкаемую всенародную популярность.
Однако любая популярность — объект для зависти и нападок. В итоге желая накормить "пятью хлебами" всех страждущих, фаст-фуд рестораны и киоски столкнулись с неумеренным аппетитом потребителей и очень серьезными претензиями врачей. К тому же поборники здорового образа жизни стали все чаще говорить не только об иллюзии безопасности фаст-фуда для здоровья, но и иллюзии его дешевизны для кармана потребителя.
Путь хот-дога
Перестройка в СССР пришла не только с джинсами-варенками, но и с модным блюдом с американским названием "хот-дог". Сообразительный советский народ, узнав перевод термина, пустил шутку, что в булках и правда завернуты сосиски из бродячих собачек. Впрочем, никого это не пугало, так как в голодную перестройку народ привык ко всему. К тому же большинство шутников верило, что американское не может быть плохим, пусть от заграничного здесь и осталось только название.
Прошли считанные годы, и сначала Москва, а потом и регионы встали в очередь перед дверями первых фаст-фуд ресторанов американской сети McDonald''s, которая, таким образом, пришла в 1990г. на благодатную почву, подогретую уличными "хот-догами".
По сути Россия в ускоренном режиме повторила опыт становления фаст-фуда в США. Сначала немецкий бюргер в 1871г. привез в США колбаску, обернутую кусочками хлеба, а потом в булочку. Конструкция была похожа на таксу, перевод с немецкого упростился до безликой "собаки". Лакомство оказалось сверхпопулярным, и уже 1893г. был объявлен большим годом "сосиски в булке", а с 1957г. празднуется национальный день хот-дога. В 1994г. был создан даже Национальный совет хот-дога и сосисок, занимающийся изучением качества продукта, дегустацией и рекламой хот-дога.
В 1920-е годы в Америке появились первые гамбургеры с постоянной ценой в 5 центов, но реальных прорыв совершила в 40-ых компания McDonald"s. Уловив желание американцев экономить в условиях военной нестабильности, к 1948г. сетью была сформулирована концепция fast-food. С тех пор любой человек знает, что это пища, которую ему быстро приготовят, а он ее сможет удобно и быстро съесть, даже на ходу и без столовых приборов.
На сегодня фаст-фуд индустрия достигла сотен миллиардов долларов оборота в мире, а в России это один из наиболее быстро развивающихся сегментов рынка общественного питания. И если в 2006г. объем российского рынка fast-food составлял 1,4-1,6 млрд долл., то уже в 2010г. он достиг 6,7 млрд долл. (по оценкам Euromonitor).
Чуть более трети рынка быстрого питания в денежном выражении сконцентрировано в Москве и Московской области. Но при этом, как отмечает аналитик РБК.research Инга Микаелян, несмотря на столь высокие темпы развития, рынок быстрого питания России пока составляет сущие доли процента в структуре мирового рынка фаст-фуда. Доля США — мекки фаст-фуда — 38%, Китая — 12,4%, даже гастрономически искушенной Японии — 7,3%. Так что нам еще есть куда расти. Кстати, кризис 2008-2010г. практически обошел стороной рынок быстрого питания в РФ. За 2010г. он вырос на 18,8%, тогда как в целом индустрия общепита, провалившаяся на 12,5% в 2009г., подросла только на 2,8%. И.Микаелян предрекает, что к 2014г. рынок fast-food в России достигнет 10 млрд долл.
Парадоксы индекса Биг Мака
Не нужно быть экономистом, чтобы понять успех фаст-фуда, а также выживаемость даже в условиях кризиса. Главный фактор — сравнительно низкая цена по сравнению с прочим общепитом. Второй фактор — предсказуемость. То есть единожды попробовав, ты точно знаешь, что ты съешь под названием "Биг Мак", и какие это будут ощущения. Как говорят эксперты, именно потому, что McDonald''s и в мире, и в России первым застолбил принцип стандартизированности, теперь его точки собирают нескончаемые очереди, даже если рядом стоит объект конкурирующего бренда.
По данным РБК.research, на сегодня 87% москвичей — любителей fast-food, перекусывали в этой сети, около 49% посещали "Ростик"c-KFC", третье место в рейтинге занимает "Му-Му" с долей в 44,7%.
Однако навязанный стандарт нравится далеко не всем, при том, что эти "аутсайдеры" и платить больше не готовы. Именно поэтому по числу точек сеть собираемых при клиенте бутербродов Subway в мире в 2010г. перегнала McDonald''s. Так, Subway по состоянию на 1 января 2011 г. опутала планету сетью из 33,7 тыс. ресторанов, что на 1 тыс. точек оказалось больше, чем у прежде бессменного лидера.
Как утверждает президент Subway в России Джеймс Гэнсингер, его компания по числу точек обойдет конкурента не местном рынке к марту 2012г. К началу 2012г Subway, которая до этого несколько лет не могла "раскачаться" в России, будет включать 325 объектов, а McDonald''s – до 280 ресторанов. К концу 2012г в России может быть уже 500 “сабвеев".
Эксперты считают, что дело во франчайзинговой (на основе контрактов на использование бренда) модели Subway, которая наконец-то в последние годы заработала в России, и по которой не рискует по-прежнему здесь идти McDonald''s. Конечно, перегнать в оборотах "Мак" пока не получится: в 2010г. McDonald''s заработала в мире 24 млрд долл., Subway — около 15 млрд долл.
Но очевидно, что если "индекс Биг Мака" (стандартного бутерброда из McDonald''s) и останется хорошим способом неофициального определения паритета покупательной способности и соотношения курсов валют в разных странах, то постепенно перестанет быть основным символом современного фаст-фуда.
Впрочем, именно "индекс Биг Мака" дает понять, как много потребитель в России платит за еду, даже фаст-фуд. На первый взгляд, все логично: Биг Мак, продающийся в сети McDonald''s, стоит в России в 2011г. 75 рублей (2,7 долл.), в богатых США - 4,07 долл, в дорогой еврозоне он зашкаливает за 8 долл. Но если среднестатистической американец на свою зарплату может купить 1,05 тыс. бигмаков, то русский - лишь 297, то есть в 3,5 раза меньше.
Все становится еще печальнее, когда ряд приходящих к нам зарубежных фаст-фуд сетей вынуждены с целью обеспечения качества блюд выставлять цену выше, чем в США. Так, открывая в Москве в июне 2011г сеть Wendy''s, управляющий ГК "Фуд Сервис Капитал" Михаил Зельман открыто заявил, что вследствие высокого уровня розничных цен, дорогих продуктов питания и более чем на 60% импортозависимости России в "пищевке", компания будет продавать блюда дороже, чем в США. Средний чек в этих ресторанах России составит 8-9 долл., в то время как в США - 6,5 долл. В связи с этим у каждого ресторана будет более высокая выручка (примерно на 30-40%), чем годовая выручка среднего американского ресторана (1,1-1,2 млн долл.).
Исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков считает, что здесь имеет место быть и жадность операторов фаст-фуд. Но не это главное. Помимо дорогих продуктов питания, в России высокие ставки аренды, высокие издержки на инфраструктуру, низкая производительность труда.
"Проблема нерешаемая и вариантов ее решения в крупных городах России нет. Добавьте сюда и закладываемую общеэкономическую неуверенность в завтрашнем дне", - рисует А.Петраков нерадужную картину и добавляет, что нужна смена инвестиционного климата в стране.
Диетологи предупреждают, а голод располагает
В самом деле, наиболее продвинутые жители городов давно уловили, что почти за те же деньги, что в фаст-фуд сети, можно прекрасно и разнообразно пообедать в часы бизнес-ланча в хорошем ресторане в удобной обстановке и на фарфоровой, а не одноразовой, посуде. Ну, немного больше тратится времени на ожидание заказа, а если оно ограничено, то можно пойти в городскую столовую, где очередь даже в "час-пик" не больше, чем в “Макдональдсе". Такие заведения уже в немалом количестве появились в различных офисных центрах и даже вполне интерьерных помещениях - в Сталинских высотках, как "Центральный ресторанный дом", например. Но, несмотря на среднюю цену чека 210-230 руб. в таких столовых, на такие заведения приходится не больше 7,5% от общего количества сетевых точек общепита в России.
Так что фаст-фуд, который человек ест второпях и платит в среднем 212-256 руб. за порцию обеда, несет единственное очевидное преимущество — широкое распространение своих точек.
Диетологи же в один голос говорят о необходимости перехода на более разнообразное питание в спокойной обстановке, отказе от стандартизированного и, по их мнению, насыщенного пустыми калориями, консервантами и пищевыми добавками фаст-фуда. Американские власти и врачебные организации уже давно бьют тревогу и грешат на быстрое питание как провокатор ожирения нации.
Член правления международной конфедерации обществ потребителей Марина Чернова поясняет, что есть компоненты пищи, которые однозначно оказывают при большом их употреблении отрицательное влияние на здоровье, - это высокое содержание соли, сахара и насыщенных жиров.
"Мы посмотрели обычный обед, который состоит из гамбургера, жареной картошки и молочного коктейля, и оказалось, что по сахару и по соли этот обед практически достигает дневного норматива здорового питания", - говорит она. Однако замдиректора Института питания РАМН Александр Батурин добавляет, что проблема, скорее, наступит только при систематической употребления высококалорийной еды и нежелании сознательно регулировать свой рацион. Потому специалисты предлагают внимательно читать этикетку или "лист калорийности и состава". Проблемы только в том, что такие данные предоставляют пока единичные сети.
В свою очередь главный психиатр Минздравсоцразвития России Зураб Кекелидзе полагает, что если принести тот же фаст-фуд домой и спокойно поесть, то ожирение будет, наверное, меньше. "В данном случае надо пересмотреть свой образ жизни, характер и все остальное, а потом уже думать о том, связано это с фаст-фудом или нет", - рекомендует он.
Что же касается претензий к фаст-фуду в отношении наличия консервантов, пищевых улучшителей, "плохих" жиров, то руководитель лаборатории Института питания РАМН Сергей Хотимченко заверяет, что в крупных стандартизированных сетях все безопасно и качественно. Если котлета, то в ней только говядина, соль и перец, и никаких добавок, усиливающих вкус. Просто нужно опасаться уличной шаурмы и прочих сомнительных небезопасных явств.
Вице-президент по развитию компании Subway Геннадий Кочетков особо отметил, что консерванты - это не проблема фастфуда, а проблема производителя продуктов питания. Но если сеть быстрого питания жестко этот вопрос контролирует и не покупает такое сырье, то конечный продукт не вызовет вопросов у диетологов.
Так что, отмечает генеральный директор Yum! Restaurants International Russia Олег Писклов, все дело в объеме. "Злоупотребление любой пищей, на сколько бы она здоровой не казалась, приведет к разбалансированности диеты и потенциально ко всем тем последствиям, которые могут следовать за этим", - уверен он.
Так что стоит следовать двум правилам, покупая очередное блюдо в фаст-фуде. Первое — подумать о том, что ты то, что ты ешь. А второе — решить, что ты не раб желудка.
Надежда Геращенко, Виктория Андреева, РБК.
**********************************************
P.S.
В самом деле, наиболее продвинутые жители городов давно уловили, что почти за те же деньги, что в фаст-фуд сети, можно прекрасно и разнообразно пообедать в часы бизнес-ланча в хорошем ресторане в удобной обстановке и на фарфоровой, а не одноразовой, посуде.
Ну утверждение весьма спорное.... В случае МакДака - 100%, но есть же ЧЛ и иже с ними.... эти по цене могут и поспорить....
Диетологи же в один голос говорят о необходимости перехода на более разнообразное питание в спокойной обстановке,...
Т.е. жрите что попало.... главное спокойно и разнообразно....
поэтому по числу точек сеть собираемых при клиенте бутербродов Subway в мире в 2010г. перегнала McDonald''s.
Это радует, т.к. в Sub я нет-нет и захаживаю иногда.... есть призрачное ощущение, что здесь поздоровее...
Хотя убеждения персонала, что крабовое мясо у них "Настоящее Крабовое Мясо"..... как-то вызывают скорее улыбку, нежели доверие...
третье место в рейтинге занимает "Му-Му" с долей в 44,7%.
Интересно.....Заведение с подобным названием видит своих клиентов больше Собачками или больше Герасимами???!!!