Как оценить завод-изготовитель

6 июня 2014 года

После того как производители или поставщики из Китая были выбраны, наши технические специалисты обязательно выедут на производство , чтобы своими глазами увидеть, как выпускается продукция. Рекомендую и Вам включать в делегацию инженеров, способных проверить производство. Китайская сторона помогала с приглашениями для выдачи виз. Для заказа авиабилетов и бронирования гостиниц мы привлекали переводчика. В среднем на осмотр завода у нас уходило один-два дня. При посещении предприятий мы обращали внимание на все: здания, цеха, оборудование, рабочих. Первое впечатление редко бывает обманчивым. Посмотрите, как хранится товар, пока его не отправили в Россию. Хорошо ли обустроены складские комплексы, или это просто ангары, куда сваливают все подряд? Дали ли Вам возможность осмотреть производство, или экскурсия ограничилась посещением кабинета директора? Многое зависит от того, удастся ли Вам найти общий язык с руководством и командой завода. Поскольку дальнейшее общение ведется в основном по телефону и электронной почте, важно, насколько оперативно китайский партнер отвечает на Ваши письма. Мы решили сотрудничать с тем из выбранных заводов, который, как нам показалось, выпускал продукцию самого высокого качества. Кстати, среди его клиентов оказались такие знаменитые компании, как ABB и General Electric. Дополнительным аргументом в пользу этого предприятия стало его удобное местоположение. Татьяна Кокот, Генеральный Директор торгового дома Chin-Ru, Москва Репутацию китайского завода подтверждают членство в профессиональных ассоциациях и торгово-промышленных палатах, а также наличие информации о предприятии в открытых базах данных национальных производителей. Запросите у потенциального партнера описание структуры компании, лицензии и сертификаты на производимый товар. Замечу, что самостоятельно оценить завод непросто – хотя бы потому, что вся документация ведется на китайском языке. Расчет финансовых затрат Прежде чем приступить к работе с китайским заводом, уточните все расходы, связанные с сотрудничеством, в том числе таможенные издержки и затраты на доставку (при этом определитесь, какой вид транспорта – авиационный, железнодорожный или водный – Вам выгоднее использовать). Примерная смета расходов на партию товара себестоимостью 500 руб. Статья расхода Сумма затрат, руб. Сумма затрат, % стоимости товара Командировки специалистов на производство 25 5 Работа представителя в Китае 10–15 2–3 Услуги таможенных брокеров 150 30 Таможенное оформление 100–125 20–25 Перевод документации 10 2 Сертификация 5 1 Доставка товара 25 5 Итого 325–355 65–71 Помните, что производители запрашивают предоплату в размере 30%, а иногда и больше, хотя заранее быть уверенным в качестве их работы и соблюдении сроков поставки практически невозможно. Ваши затраты будут зависеть от многих факторов: типа товара, веса, размеров пошлин. Например, дополнительные расходы на партию из 100 электродвигателей себестоимостью 500 руб. составят до 355 руб. (см. таблицу). Татьяна Кокот, Генеральный Директор торгового дома Chin-Ru, Москва На этапе оформления документов о сотрудничестве Вы должны будете зарегистрироваться на таможенном посту, выбрать таможенный режим, найти перевозчика или экспедитора, рассчитать стоимость и согласовать маршрут доставки. Не забудьте, что многие китайские производители не имеют лицензии на экспорт (импорт), поэтому для заключения сделки Вам потребуются услуги лицензированной компании, которая имеет право вести внешнеэкономическую деятельность в Китае. Контроль качества производимых товаров Китайские стандарты ведения бизнеса отличаются от западных, поэтому советую командировать на завод специалиста для постоянного контроля выпускаемой продукции. Этим должен заниматься сотрудник технического отдела, способный заметить отклонение от норм и предотвратить дальнейшее производство бракованных товаров. Стоит только чуть-чуть ослабить контроль, как качество продукции моментально падает. Такой случай был и в нашей практике. Когда объем выпуска электродвигателей возрос, качество продукции стало ухудшаться. С чем это связано, до сих пор не известно. Пришлось сменить недобросовестного производителя. Татьяна Кокот, Генеральный Директор торгового дома Chin-Ru, Москва Как это ни странно на первый взгляд, но в низком качестве китайской продукции зачастую виноваты сами заказчики, стремящиеся договориться о минимальных ценах. Получается как в сказке о шапках из одной шкурки: «Можно сшить одну?» – «Да». – «А можно три?» – «Да». – «А семь?» – «Да!». Большинство китайских производителей уже давно выпускают хорошие товары, но нельзя требовать от них, чтобы они работали по заниженным ценам. Китайцы легко уступают и производят некачественную продукцию – зато по той цене, какую Вы хотите. В заключении замечу, что самостоятельно начать бизнес с китайским партнером и добиться успеха очень сложно. Я бы не советовала пренебрегать поддержкой профессионалов, которым досконально известны особенности ведения бизнеса в Китае. Очень рекомендую также прочесть книгу Пола Мидлера «Poorly made in China» (Hoboken, N.J.: Wiley, 2011). Автор этой книги за много лет, проведенных в Китае, помог наладить бизнес в этой стране целому ряду американских компаний.