Нужно ли оставлять чаевые?
Рассуждает гастро эксперт и блогер Анастасия Морозова в рубрике «Не морозимся!»

Меня зовут Анастасия Морозова, я профессионально ем!
Это, конечно, ироничный оборот речи, но зато он очень ёмко отражает то, что я умею и люблю делать. А если серьёзно — я фуди, гастрономический эксперт на федеральных каналах, вкусно готовлю и веду свой блог ТудаЕда.
Учитывая мой образ жизни, я почти каждый день бываю в ресторанах, и в свете этого у меня возникает много мыслей и наблюдений, которые хочется обсудить с единомышленниками!
И вот выдался отличный шанс — я буду вести авторскую колонку «Не морозимся!» с Анастасией Морозовой на Restoclub.
В этой колонке я планирую поднимать близкие всем нам, любителям еды и ресторанов, темы. Буду рада вашим комментариям, надеюсь, у нас соберётся классный кружок по интересам!
Первая тема, которую я хотела бы обсудить, — чаевые
Это то, что волнует всех — как гостей, так и сотрудников ресторана.
У гостей всегда в голове крутится вопрос: оставлять или нет?
Если да — то какую сумму?
Если нет — то сочтут ли меня жлобом?
А с другой стороны, если мне не понравился сервис, то почему я должен оставлять чаевые?
А чем мне не понравился сервис? Ну вроде как нормально обслужили, но это же работа официанта? И ничего из ряда вон он не сделал?
А если оставлю мало — то всё равно будет недоволен, и смысл оставлять?
А интересно, вот эта группка официантов у стойки после моего ухода будет обсуждать, сколько я оставил?
Кстати, сразу вспомнила случай из жизни. Была в одном очень пафосном ресторане. Официант как бы обслуживал по методичке — не придраться, но с таким перекошенным лицом, разве что глаза не закатывались, всем видом давая понять, что я не должна тут есть — не вышла (не знаю чем).
Соответственно, после еды я попросила расчёт, он принёс чек и положил мне какую-то карточку на стол со словами: «Это для чаевых». Эту фразу он даже с улыбкой произнёс. Я подумала, что мне было очень некомфортно за обедом, и решила не оставлять чаевые (сразу скажу, что в 95% случаев я их оставляю — даже если сервис был просто «норм» — из тех соображений, что я знаю изнанку индустрии и понимаю, что основная зарплата официанта складывается только из чая. И если он пошёл на эту работу, то для него это важно и нужно. Ну а сумму уже смотрю по ситуации).
Так вот, встала я из-за стола, обедала я с сыном, и мы пошли в гардероб одеваться. И тут в гардеробе ко мне прибегает (прям реально запыхавшийся) этот официант со словами: «Отдайте мою карточку с QR-кодом! Ведь я смотрю, она вам всё равно не пригодилась, и вы мне ничего не оставили!»
Нормально?!
Признаюсь, я опешила… но тут подошёл мой сын — оказывается, он её взял, не знал, что брать нельзя, так как он собирает визитки из ресторанов (ну те рекламные карточки, которые на входе всегда лежат) — детская коллекция, ничего особенного. И вот официант требовал её обратно… Занавес!
Ну и немного сухой инфы, которую нашла — что говорит гастрономическое сообщество о чаевых и их размере:
В России нет закона, который бы обязывал платить чаевые. Однако по правилам хорошего тона рекомендуется оставлять на чай от 5% до 10% от суммы чека, а 15% — если сервис вам особенно понравился.
Но знаете, честно говоря, сейчас такой ценник в ресторанах, что процент выходит не хилым (по моим ощущениям), и для себя я пока ориентируюсь на чай в пределах 500–1000 ₽, в зависимости от среднего чека в ресторане и атмосферы, созданной официантом. Если, конечно, не было чего-то особенно шикарного в сервисе.
Обсудим?
Интересно — вот вам как удобнее оставлять чаевые: налом, переводом на карту напрямую официанту или через QR-код, где всегда берут доп. процент за транзакцию и сумма выходит больше планируемой?
Ещё один момент с чаевыми — это когда оставляешь не конкретному человеку, а по QR-коду на общий счёт ресторана. Такое редко, но бывает. Берёшь сканировать чек, а там не «Маше на брекеты», а «команде ресторана».
Вот, знаете, мне лично такой подход не очень нравится, так как если я благодарю, то хочу сказать спасибо конкретному человеку. Понятно, что общая касса из каких-то соображений ресторана удобнее, но, мне кажется, это не совсем справедливо.
А когда берёте заказ с собой, навынос — стоит ли оставлять чай?
