Эх, Тройка! птица Тройка, кто тебя выдумал? (Николай Гоголь) или Вольдемар Пасынчук??

28 августа 2012 года

Можно многое написать, но точно могу сказать, что тот кто выдумал Тройку - ГЕНИЙ. Вольдемар Пасынчук - уникальный человек. К чему прикасался - все расцветало и превращалось в ЦЕННОСТЬ. Можно долго тужиться с различными форматами, с ФИШКАМИ, но без прикосновения ГЕНИЯ - успех второстепенен. Гениальная личность. Проходят годы после его ухода в мир иной, а его и его труд помнят. Уникальная личность. Его труд впитался в город, его любят и помнят, про него складывают небылицы по сей день. Его труд - это частица ИСТОРИИ города, это частица ресторанного мира Северной Венеции. Я бы назвал его птицей - которая парит над тем кораблем, который не просто продолжает свой путь, но и является флагманом, несмотря на годы. Уникальный, эксклюзивный проект, в который попасть желающих во всем мире больше, чем есть возможности принять у самого ресторана. После ухода БАРИНА (так его называли в Тройке) во главе бизнеса становиться его дочь Марина. Уникальные дети своих родителей. Стать у руля флагмана, может только смелый и сильный духом. Она с этим справилась, и делает это по сей день. Меценат, красивая, сильная женщина. Сколько ВЛИЯТЕЛЬНЫХ мировых персон посетили ресторан, даже не перечислить, нет, это не то "ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ", это сегодняшняя действительность. Бывает смешно читать, про то, что кто то написал благодарность в книге ресторана. Я всегда задаю себе вопрос???? А почему не написать про кремлевские письма??? Посещения первых лиц??? Когда Загородный проспект ЗАКРЫТ, когда СБ с позднего вечера охраняет периметр до самого конца посещения Ими, следующего дня? А зачем? А зачем писать про действительность? А зачем кого то зазывать со своим алкоголем и едой? Зачем? Зачем быть как все? Зачем предлагать товар и его пиарить, если и так есть спрос который не осилить? Правильно - НЕЗАЧЕМ. Кто может похвастаться, что места в его ресторане продаются в 20 странах мира? Думаю никто. Зачем предлагать разные варианты посещения - если это ЭКСКЛЮЗИВ? Зачем с кем то сравнивать? Если продукт на рынке с мировым именем один? Можно конечно обозвать - "Тройка" пригласить пародию в виде балета и курсировать в Балтийском море:)) Но от этого ИСТОРИИ не прибавиться)) Можно пускать вдоль столов кур и осликов, создавая фишку, приглашать звездных поваров, но ведь ИСТОРИЮ и УСПЕХ не перечеркнуть. Что это? Как это назвать? Это успех? Успех разных времен и поколений? Нет, это ПРАВИЛЬНЫЙ менеджмент и безусловно прикосновения - ГЕНИЯ создателя. До сих пор им восхищаются и помнят. Вольдемар Пасынчук – знаменитый петербургский ресторатор. Он не просто создавал успешные и стильные заведения – ему удавалось менять облик города. А началось все очень лихо... Мимо «Метрополя» с песней пролетел

Однажды Вольдемар Пасынчук зашел поужинать в «Кронверк» и случайно встретил там директора треста ресторанов и кафе. А накануне этот самый директор сделал Пасынчуку заманчивое предложение – возглавить «Метрополь». Потому что относился к нему с огромной симпатией. Но с еще большей симпатией вдруг отнесся к даме Пасынчука и пригласил ее на танец. Раз пригласил, второй… И тогда Вольдемар Григорьевич подошел к оркестрантам и попросил объявить, что специально для директора треста ресторанов и кафе Бориса Александровича Струкова исполняется песня «Чужая жена». А когда на следующий день Пасынчук пришел в трест оформляться на директора «Метрополя», Струков отрезал: «Нет, работать с тобой не буду!» На дворе стоял 1978 год, и для многих в ту пору ссора с высоким начальством могла стать концом карьеры. Но только не для Вольдемара Пасынчука. Узнав, что талантливый ресторатор вдруг оказался свободен, ему наперебой стали предлагать выбрать любую «точку» в разных районах. И он выбрал «Тройку» – кафе ресторанного типа на Загородном. Коллеги удивлялись: зачем ему понадобилось это захудалое заведение? А он уже знал, что сотворит здесь сказку. И помещение было подходящее (просторное, с высокими потолками), и район. Черт попутал, Брежнев спас В этом районе Вольдемар Пасынчук провел детство – на Владимирском проспекте, напротив собора, в коммуналке на четвертом этаже. Там маленьким мальчиком прожил всю блокаду, да и потом ему, сыну «врага народа», пришлось несладко: учителя смотрели косо, мальчишки задевали основательно. И тогда десятилетний Вольдемар сказал себе: буду сильным! Пошел в спортобщество «Буревестник» и попросился в секцию классической борьбы. Мастером спорта он стал на третьем курсе Института советской торговли, а сразу после учебы уже налаживал общепит в только что открывшейся гостинице «Советская». Справился с задачей блестяще, и потом, когда требовалась очередная новинка, его тут же бросали на ударный объект. Дочка думала, что папа художник, потому что по ночам он рисовал корабли. А это были петровские фрегаты, которые потом поплыли по стенам «Бригантины», ресторана Балтийского морского пароходства. По проекту Пасынчука выстроили капитанский салон – оформление полностью соответствовало кают-компании. С помощью кондиционеров пустили морской ветерок, добились даже ощущения, что салон слегка покачивает. Но нужно было чем-то удивить, чтобы место на отшибе стало популярным. И тогда родилась идея: создать то, чего на берегах Невы не было со времен нэпа. Варьете! «Ленконцерт» предоставил танцоров и певцов, и в канун 1975 года «Бригантина» подняла паруса. Успех был оглушительным. Народ валом повалил на далекую Двинскую со всего города. Однажды вдруг заявились брат и сестра Брежневы в сопровождении секретаря обкома. Галине Леонидовне очень приглянулся капитанский салон. На сцене черт пытался совратить Ивана-дурака с помощью девицы. В мигании прожекторов она сбрасывала с себя одежду – но ничего особенно и не было видно. Однако секретарь обкома шепнул: «Ну, мальчик, твое счастье, что им так понравилось. Давно по лезвию ходишь…» Канкан по-русски «Варьете» в переводе с французского – «разнообразие». Главное в нем не пикантные сцены, а яркое шоу. И Вольдемар Пасынчук собирался устроить его в затрапезной, неуютной и грязной «Тройке», где кормили и обслуживали скверно, куда по вечерам забредали торговцы с Кузнечного рынка и постояльцы с Витебского вокзала. Некоторые сотрудники приняли перемены в штыки, угрожали расправой. Но он не отступал, а когда по старой привычке сюда вваливалась толпа цыган с мешками и водкой (прежние официанты в таких гостях были заинтересованы и выпроводить ораву швейцар отказывался), Вольдемар Григорьевич вышвыривал гостей сам. В старинных книгах нашли рецепты блюд русской кухни. Перестроили помещение, сотворили в нем некий купеческий стиль (когда-то этот дом принадлежал фарфоровому заводчику Кузнецову), и варьете сразу в него вписалось. Русские народные песни и пляски в искусной обработке, удаль, задушевность, много выдумки и юмора… Известные профессионалы ставили здесь программы, в том числе и Борис Эйфман. Танцевали выпускники Вагановского училища, пели солисты консерватории и Мариинки. В преображенную «Тройку» было не попасть. На ее сцену выходили гастролирующие знаменитости – и Тото Кутуньо, и «Машина времени», и Жванецкий, и Алла Пугачева. Она сначала заглянула сюда в гости. На сцене в это время резвились английские девчата из «Липси». Тогда Пугачева взяла микрофон: «Они поют за деньги, а я это сейчас сделаю бесплатно». С тех пор они подружились. Духовной жаждою томимы, к Вольфу и Беранже влачимся Когда на Невском, 18, в помещении бывшего канцелярского магазина решили открыть филиал «Тройки», в районном тресте столовых сказали: пусть это будет что-то типа кафе «Дружба», которое работает напротив. Какая «Дружба?» В этих стенах находилась знаменитая кондитерская Вольфа и Беранже! Популярное заведение двух швейцарцев славилось мастерством кондитеров и духовной пищей – посетителям предлагались газеты и журналы. Сюда захаживали классики литературы, здесь петербуржцы последний раз видели Пушкина живым и здоровым – отсюда, выпив то ли лимонаду, то ли воды, он отправился на Черную речку… В результате стараниями Вольдемара Григорьевича и привлеченных им специалистов зданию вернули исторический вид и открыли «Литературное кафе». Композицию интерьера создавала архитектор Зоя Борисовна Томашевская, дочь известного пушкиниста. Как-то в детстве она спросила отца: «За что ты любишь Пушкина?» – «За гармонию ума и вкуса». Вот эту гармонию она и пыталась воплотить в кафе: на гравюрах пушкинский Петербург, бра украшены лирой, светильники – словно немыслимые деревья из хрусталя, гобелен с книгами, рояль, старинные романсы… Это был 1985 год. Начиналась перестройка. И между прочим, один из первых в городе кооперативных ресторанов – «На Фонтанке» – открыл тоже Вольдемар Пасынчук. Роскошь делового общения «Ну видите, как мы стали жить – свобода! И девочки танцуют», – сказал, улыбаясь, Андрей Дмитриевич Сахаров. Он тогда только что вернулся из горьковской ссылки. Приехал в Питер на какую-то конференцию и зашел поужинать в «Тройку», где любили провести вечер многие знаменитости. А девочки танцевали уже по всему миру – театр-студия ресторана успешно гастролировал. «Ах, «Тройка», как хорошо, что ты к нам примчалась! – писали западные газеты. – У каких танцовщиков еще бывают такие невероятно «умные» ноги!» Нескольких хороших артистов переманили менеджеры «Лидо» и «Мулен Руж». «Тройка» была уже акционерным обществом и взяла в аренду дом на Литейном, 14. Этот особняк в стиле позднего классицизма когда-то принадлежал княгине Долгоруковой и был украшением города, но вот уже десять лет стоял без жильцов, стены были обшарпаны, перекрытия сгнили, крыша почти отсутствовала. Заключение гласило: «Восстановлению не подлежит». Однако это только раззадорило Пасынчука. Набрали кредитов, начали делать фасад, но денег все равно не хватало. А в это время в Петербург из Дюссельдорфа прибыл господин Штайльманн, владелец фабрик по пошиву одежды. Приехал он на международную выставку, но познакомился с Вольдемаром Пасынчуком, неожиданно для себя оказался на Литейном, 14, и услышал: «Давайте через месяц откроем на первом этаже ваш магазин». – «Но ведь здесь работы еще на год!» – «Ровно через месяц все будет готово». – «Хорошо. Если слово сдержите, буду иметь с вами дело». Через месяц открылся магазин «Тройка-Штайльманн». А пораженный немец понял, что с русскими можно делать бизнес. Восстанавливали особняк по архивным материалам реставраторы во главе с ресторатором. Витражи, росписи, лепнина. Люстры – копии тех, что в Эрмитаже. Дубовый зал, Малиновая гостиная, Золотой зал ресторана… А под куполом в бывшем дворе – конгресс-холл «Олимпия». Торжества на самом высоком уровне проходили на фоне всей этой роскоши. Так Вольдемар Пасынчук вернул Петербургу одну из его архитектурных жемчужин, не взяв у города ни копейки. Опять «Тройка»! Он считал, что все наши беды от непрофессионализма. Однажды услышал, как тренер по самбо наставлял своего питомца: «Голеностопный сустав, Вася, надо выкручивать творчески». И сам в любом деле был борцом и творцом, а свою профессию называл трудовой избранницей. Даже анекдоты про нее коллекционировал. Вот, кстати, один из них – про креативность: «Официант, у вас есть дикая утка?» – «Нет, сэр! Но у нас есть домашняя. Раздразнить?» Креативность всегда в чести, вот и сейчас время от времени среди ресторанного однообразия появляются заведения с фирменной начинкой – для сыроедов, феминисток, кошек. Где-то между столиками бродят курицы, создавая деревенский интерьер, где-то суп подают в тарелках из хлеба, где-то посетители сами себе готовят еду, а официанты по совместительству являются еще и массажистами или даже фокусниками. Но все это кажется таким мелким и сиюминутным по сравнению с «Тройкой», «Литературным кафе» и «Олимпией», которые добавили облику Петербурга яркие, стильные, неповторимые черты. А вот черты самого Вольдемара Пасынчука повторились в его дочери – не только во внешности, но и в характере. Когда-то Марина Вольдемаровна, получив высшее дизайнерское образование, освоила почти все ресторанные профессии, и теперь она директор «Тройки», которая по-прежнему мчится своим особым путем.
Автор Светлана Мазур- журналист. Из архива ресторана - первый рекламный буклет, напечатанный тиражом 5000 экз.

1 комментарий

  • Соколовская Елена
    Соколовская Елена  → Анатоль  10 января 2018 в 22:22
    Новичок
    0 отзывов 1
    Вольдемар Григорьевич и в правду был человеком в присутствии которого хотелось встать.(Мне довелось узнать этого замечательного человека в 1975 году в "Бригантине",он был руководителем,я девочкой кондитером)умый,сильный красивый человек и при этом еще и справедливый.В нем чувствовалась такая и харизма и мощь,которая исходит от человека ,который является Большой Личностью.Человек большой душевной щедрости.Светлая ему память.С низким поклоном и уважением к его памяти,Елена Соколовская