Именно так переводится с кантонского Гонконг. Впрочем, название города на мандарине, материковом китайском языке, - Сянган, имеет точно такое же значение.
Один из крупнейших мегаполисов мира. Город, который борется с Сингапуром за звание гастрономической столицы Азии. И если лет пятнадцать назад Гонконг был в безусловных лидерах, то после присоединения к Китаю, все больше народу, стремаясь и не особо доверяя обещаниям сохранить в течение следующих пятидесяти лет принцип "одна страна - две системы", двинуло продолжать и развивать свой бизнес в Сингапур. А вслед за ними переместилось и разнообразие ресторанов, особенностей и культур приготовления пищи. Хотя, что значит переместилось. Там и до этого было все хорошо. Скорее, в последний десяток лет ресторанный Сингапур ещё больше расцвёл и развернулся, получив дополнительный толчок от китайского объединения. Так что теперь ответ на вопрос кто есть who в Азии из этих двух замечательных городов не так однозначен. Весь остальной аэиатский крупняк, типа Токио, Пекина, Куала-Лумпура, Бангкока и прочая-прочая слишком мононациональны, чтобы обеспечить привычное и ожидаемое качество не только местной кухни, с этим-то как раз у них везде все в порядке, - но и всего широкого спектра мировой ресторанной культуры, следования гастрономической моде и трендам, внимание к нюансам.
Тот же самый стремящийся Шанхай. Вот он, кстати, на фотографии. С точки зрения ресторанов, как кухни, так и сервиса, Шанхай остаётся, увы, лишь бледноватой копией Гонконга при всём своём демонстративном богатстве и потугах соответствовать.
Хотя, конечно, и в Шанхае есть свои "фишки" типа Old jazz club, где дедушки, самому младшему из которых стукнуло 60, играют классику шанхайского джаза начала прошлого века. Ведь именно в этом городе зарождались истоки азиатского направления в джазе, равно как и азиатское ардеко в архитектуре и дизайне. Но это было давно, при англичанах, до Второй Мировой войны, культурной революции и прочих китайских перипетий двадцатого века. А теперь вот пытаются они всё это дело как-то возрождать и не плохо, надо сказать, получается. И вискарик, кстати, под такую ностальгическую музыку летит легко-легко, как весенняя пташечка.
Или же шанхайский Red club - ночной клуб open air на крыше одной из многоэтажек ( на фото ), где в окружении звездного, но чаще подернутого дымкой смога, неба и стоящих вокруг небоскребов крутят музыку модные диджеи.
Но, все равно, Гонконг мне нравится больше. Тут уж, как говорится, у каждого свой вкус: кто-то любит арбуз, ну а кто - свиной хрящик. И вот ещё одна параллель с Сингапуром. Все-таки в тех местах, где побывали англичашки в качестве сначала колонизаторов, а после протекторов, что по-сути одно и то же, местный народ имеет очень хорошее представление о том, что такое сервис. Ну и английский язык в качестве официального государственного очень облегчает пребывание в этих двух мегаполисов Азии.
А колониальное прошлое Гонконга заметно и в архитектуре старых домов, соседствующих с многоэтажными высоткам, и в британских автобусах-даблдэках, таких типично лондонских, разве только что не красного цвета, и в правостороннем движении.
В этом своём посте из всего разнообразия расскажу лишь о трёх гонконгских ресторанах совершенно разного стиля. Кстати, для россиян виза в Гонконг не нужна. Но вот десятичасовой перелет и пятичасовой джетлаг - это, конечно, напрягает.
Начну, разумеется, с китайской кухни. Вы будете смеяться, но китайских ресторанов в Гонконге ужасно много. При первом посещении города обязательно нужно сходить в легендарный China club, где готовят классические блюда кантонский и континентальной кухни, официанты ходят в белоснежных френчах с красными звёздами, на стенах - портреты Мао Цзедуна, а процесс поглощения пищи сопровождается шоу акробатов с чайниками; вытягиванием лапши руками на глазах у публики, а так же живой музыкой. Играют там симпатичные китайские шлягеры 70-80-х годов, в основном, песни бывшей в те годы супер-популярной дивы всея Азия, тайваньской певицы Терезы Тенг.
Стоит также поужинать в ресторане Hutong на противоположной стороне, на полуострове Kowloon, чтобы посмотреть гонконгское вечернее лазерное шоу. На фотографии как раз полуостров Kowloon и самое высокое здание города Международный Деловой Центр в 130 этажей. Правда, Hutong не в этой высотке, а по соседству.
Мой любимый китайский ресторан Гонконга называется Mott 32 и располагается в самом центре города, на улице De Voeux Road Central.
Рядом находится центральный офис банка HSBС, у входа в который разлеглись вот такие вот лёвы. Увидеть их, даже заочно, может каждый, кто держал в руках гонконгские доллары. Львы эти присутствуют на каждой банкноте.
Сам ресторан расположен глубоко в подвале офисной многоэтажки. Кухня открытая, за витриной развешаны утки, оформление зала уютное - современный интерьер с вкраплениями местной специфики в виде бело-синей керамики и антикварных статуэток.
Заведение пока не удостоено мишленовской звезды, но, думаю, это вопрос самого ближайшего времени. Я сам пока что не видел настолько вкусного и интересного авторского видения и исполнения традиционной кантонский кухни.
Вот некоторые, самые интересные из предлагаемых в Мотте-32 блюд.
Курица в орехово-трюфельном соусе. Трюфель никоим образом не относится к традиционным китайским продуктам, но здесь он очень и гармоничен, и к месту!
Хаккао из лобстера с овощами. По виду, то же дим-сам, только крупнее обычного. И, чтобы не макать его в соус, повар сделал инъекцию острой жидкости сразу внутрь продукта.
Мраморная говядина в остром соусе. Подается на маленьком капустном листе в сопровождении стручков фасоли, бобов, цуккини и кусочков перца. Очень удобно, съедается за два-три укуса. Все ингредиенты сразу попадают в рот, вместе с соусом, обеспечивая гармонию и баланс вкуса. Палочками такое сразу и не захватишь.
Hot and sour суп. Часто встречается в различных китайских ресторанах, но вкуснее, чем этот, я пока не пробовал.
Тофу двойной прожарки во фритюре с перцем. Острое послевкусие появляется только через некоторе время не шокируя, а плавно обволакивая и разогревая нёбо.
Группер, приготовленный на пару с имбирём, перцем и зелёным луком
Абсолютный хит - говяжье ребро, запечённое в медово-имбирном соусе, с перцем и легкими копчеными нотами в послевкусии
И окончание трапезы - суп из маракуйи, манго и дыни
Идём далее. Mercer street. Достаточно трущобная на вид. Ночь. Улица. Фонарь. Аптеки нет, зато имеется парочка пошарпанных пивняков, где народ развлекается, с гоготом бросая дартс в круглую мишень на стене. Вечером достаточно малолюдно. Редкие косорылые прохожие в шортах и майках, шаркают по асфальту резиновыми шлёпками. Не подумайте чего такого: косорылые - только в смысле принявшие на грудь изрядную толику алкоголя. На первый взгляд, если в такое место случайно и забредёшь, то постараешься побыстрее оттуда свалить. Но именно здесь располагается самый лучший, по моему мнению, японский ресторан за пределами Токио, трёхзвездочный мишленовский Shikon sushi, который уже много лет возглавляет шеф Какинума-сан.
Вот этот сан и сам на фотографии. Красаучег! Ресторан всего на 10 посадочных мест за стойкой, поэтому, ежели чего, бронированием нужно озаботиться очень заранее. Подача блюд - только омакасЕ, то есть , набор по решению шефа. Обычно, сет состоит из 10 подач. Помимо традиционных продуктов, в меню всегда присутствуют три-четыре сезонных, характерных именно для этого месяца.
Наблюдать за работой шефа всегда интересно, а в японской кухне - это особая эстетика, ритуал отточенных и выверенных движений.
Надо ли говорить, что нарезанный тунец совершенно не имеет плёночек и просто тает на языке! Все суши подаются готовыми к немедленному употреблению. Мастер сам добавляет необходимое количество вассаби на рисовый колобок, накрывает его кусочком рыбы и смазывает соевым соусом при помощи специальной кисточки. Гостю остаётся просто отправить лакомство в рот.
Натирают вассаби тут же, на тёрке из акульей шкуры.
Икра морского ежа двух видов с Хоккайдо. А на следующей фотографии уже приготовленнный гункан с этой (этим?) самой уни.
Абалоны очень редкие гости в европейской части России. Кусочек этого моллюска подаётся в Shikon с соусом из его же, абалоньей печени.
Волосатый краб на лапше из водорослей с соусом юдзу. Холодная свежесть и приятное цитрусовое послевкусие.
И на последок, перед мисо-супом и сладкой запеканкой из тофу, приготовленный в присутствии гостей пресноводный угорь на гриле с соусом террияки.
Про итальянцев в Гонконге и ночную жизнь города в следующий раз