Итак, в Санкт-Петербурге завершился очередной сезон летних кафе.
Можно смело делать вывод о том, что по сравнению с прошлым годом никаких изменений к лучшему в процедуре согласования летних кафе в нашем городе, увы, не произошло. Городские власти в этом году в очередной раз пообещали упростить процедуру согласования размещения выносных столиков на тротуарах, прилегающих к кафе, в связи с очередным же обращением представителей бизнеса по данной проблеме (1). Обещания городских властей так и остались на уровне обещаний и не были подкреплены никакими реальными действиями. Если мы посетим весной или летом любой более-менее крупный европейский город (например, Париж, Брюссель или Стокгольм), мы обязательно увидим большое количество симпатичных летних веранд, размещенных порой на почти микроскопических площадях. Эти европейские летние кафе размещены совершенно легально (с согласия городских властей, которое, как правило, получается в уведомительном порядке). Европейские летние веранды не только никому не мешают, а напротив создают необходимую для туристов инфраструктуру и обеспечивают немалые поступления в городской бюджет. А как дела с летними кафе обстоят в культурной столице нашей замечательной страны – в славном городе Санкт-Петербурге? Вынуждена констатировать, что легально и своевременно согласовать размещение летнего кафе в Санкт-Петербурге на сегодняшний день практически не представляется возможным. Процедура согласования размещения такого простого и некапитального объекта сезонного благоустройства, как летнее кафе, настолько сложна, непрозрачна и неэффективна, что она занимает около 8-10 месяцев и у вас есть очень маленькие шансы на то, что вы в итоге получите все необходимые согласования. Кто-нибудь из согласующих государственных органов и учреждений обязательно вам откажет, причем, они не обязаны давать мотивированный отказ и обычно ограничиваются какой-нибудь отпиской. Более того, часть запросов на согласование уполномоченные государственные органы направляют между собой (без участия заявителя), и кто-то из них может забыть направить необходимый запрос в другой орган, кто-то забывает в срок ответить на полученный запрос, а иногда запросы и вовсе теряются. Проконтролировать этот процесс пересылки запросов на согласование между КУГИ, КГИОП, КГА и другими учреждениями, по сути, невозможно, и, заявитель на этот процесс никак конструктивно повлиять не может. Летнее кафе – это для большинства компаний и предпринимателей, которые занимаются общественным питанием, часто единственная возможность сделать работу своего заведения рентабельной и окупить непомерно высокую арендную плату. Согласовать размещение летнего кафе, как уже упоминалось выше, на сегодняшний день практически невозможно. Представители малого и среднего бизнеса, которые специализируются на общепите, оказываются перед непростым выбором: А) не размещать около своего заведения летнее кафе, потому что его невозможно согласовать в установленном порядке, и во многих случаях по причине этого работать себе в убыток; Б) разместить летнее кафе (на свой страх и риск) и весь сезон платить бесконечные штрафы и поборы. Нонсенс: штрафовать могут прийти те самые органы, которые во время не предоставили согласования на размещение летнего кафе. На основании полученных от бизнесмена заявлений на размещение летнего кафе представители этих государственных органов обладают исчерпывающей информацией: они уже знают какая организация и где разместила летнюю веранду. В такой ситуации гораздо проще прийти и выписать очередной штраф (или сообщить о размещении летника своим коллегам из других органов, которые смогут оштрафовать) и получить премию за доблестный труд (или благодарность от тех самых коллег). Налицо серьезные административные барьеры для представителей бизнеса, которые ведут деятельность в Петербурге. Но городские власти, по-прежнему, игнорируют эту проблему и «кормят» бизнесменов одними пустыми обещаниями. А если в процедуру согласования летних кафе и вносятся какие-либо изменения, то они только ухудшают общую ситуацию. Вспомним хотя бы 2011 год, когда сотрудники государственных органов сами не понимали, как должно происходить согласование летних кафе на основании новых нормативно-правовых актов; или 2012 год, когда в процедуру согласования летних кафе было добавлено согласование с энергосетями и Водоканалом. Чиновники очень много говорят о необходимости уменьшения административных барьеров для бизнеса, но очень редко осуществляют реальные действия в данном направлении. А, действительно, зачем им это нужно? Ведь процедура согласования размещения летнего кафе в ее сегодняшнем виде предоставляет широкие возможности для коррупции, а значит и для роста личного благосостояния чиновников. Кроме того, сотрудники некоторых государственных органов, которые штрафуют за «незаконное» размещение летних кафе, открыто говорят об установленных для них планах по штрафам за летние кафе. Бюджет же надо из каких-нибудь источников пополнять. А потом мы удивляемся: как же так Российская Федерация по условиям для ведения бизнеса занимает 112-ое место, т.е. ниже чем государство Палау и Молдова (2). Предприниматели, вкладывая свои собственные средства в летние кафе и платя за это бесчисленные штрафы, делают все необходимое, чтобы Санкт-Петербург в летний сезон выглядел достойно на фоне других европейских городов, чтобы туристы чувствовали себя в нашем городе комфортно, кроме того, эти бизнесмены платят налоги и создают рабочие места. Да, и эти самые активные представители бизнеса в очередной раз оказываются вне закона. Печально.
(1) Рестораторы попросили губернатора упростить открытие летних кафе. Шубина И. // «Деловой Петербург». 07.06.2012. (2) Рейтинг Всемирного банка «Doing Business-2013». Осталась сотня ступеней. Мишина Е. // «Российская газета». – № 870 (41). 30.10.2012. * на фото 1 - летнее кафе в Париже. Весна 2012. ** на фото 2 - летнее кафе в Стокгольме. Лето 2012. (c) zapaska@rocketmail.com