1. Главная/
  2. Все статьи/
  3. Новые места/
  4. «Biblioteka еда в большом городе»: ресторанно-тусовочный гигант на Невском

«Biblioteka еда в большом городе»: ресторанно-тусовочный гигант на Невском

На трех этажах бывшего Дома Военной книги уместились сразу несколько кафе, ресторан, выставочное пространство и четыре лавки.

О проекте Biblioteka заговорили еще год назад. Именно тогда ресторанный холдинг Makers Lab (ранее называвшийся Food Retail Group и открывший «Две палочки», «Тао», «Длинный хвост») выкупил здание на Невском, ранее принадлежавшее Дому Военной Книги. Идея открыть ресторан на месте старейшего книжного магазина многим показалась кощунственной. Организаторы в ответ на реакцию возмущенных жителей пообещали сделать проект, где пища для ума будет элементом не менее значимым, чем обычная еда. Культурная программа проекта действительно впечатляет размахом и амбициями: здесь и кулинарные мастер-классы, и встречи с медийными персонажами, и видеотрансляции, и светские вечеринки. Правда, все перечисленное мало относится к библиотеке. О существовании книг здесь напоминает разве что магазин «Мы» с неплохим выбором художественной и научной литературы и старая картотека, которую сохранили в память о бывшем ДВК, сделав частью интерьера.

 




 
Оформлением занималась студия братьев Архипенко – их фирменный стиль угадывается довольно легко. Уютный европейский минимализм на первом этаже, величие старины – на втором и третьем. За меню всего проекта отвечает Скотт Деннинг – шеф-повар из Новой Зеландии, который ранее работал в мишленовских ресторанах La Gavroche и The Square. Концепция у всего пространства общая, но каждый этаж живет своей жизнью. Первый – демократичный и людный, состоит из несколько светлых залов с высокими потолками. Множество деревянных столиков, как на большую компанию, так и совсем миниатюрных, пластиковые стулья Moooi вперемешку с деревянными. Вдоль стены основного зала тянется стеллаж с многочисленными тарелочками и горшочками.

Здесь в основном толпятся иностранные туристы и сидят компаниями студенты. Чтобы описать ассортимент, достаточно вспомнить цитату из Чехова: «а в Греции есть все».  Прогуливаясь от входа в дальние закоулки просторного зала, вряд ли по пальцам рук удастся пересчитать все возможные варианты ланча или обеда. На входе огромная витрина с голландскими и американскими пирогами и пирожными, которые готовят прямо на месте. Рядом диетические сладости от московского проекта iPolza. Ближе к центру зала расположены салат-бар и лавка с авторскими бургерами. Дальние позиции занимает ланч-станция с домашней кухней. Цены чуть выше, чем в соседнем Market Place, но, в целом, ободряют (салаты – 65 рублей, супы – 90 рублей, бургеры и основные блюда – от 220 рублей).
 




 
 
Этажом выше находится ресторан с интернациональной кухней – от борща до марокканского цыпленка и кус-куса. Средний чек – 900 рублей. Атмосфера больше располагает к деловым встречам или размеренным светским посиделкам. Стены покрыты старинными патинированными зеркалами – в них все отражается сквозь пелену мелких черных пятен, что придает пространству мистический шарм. Оконные рамы решили не менять и максимально сохранить тот стиль, что был при Доме Военной Книги. Публика заметно отличается от той, что расположилась на первом. Здесь, например, легко представить себе посетителей ресторанов на Конюшенной площади – Soholounge или Barbaresсo.

 






 
Меньше суеты, правда, и площади меньше, поскольку, кроме ресторана, тут отведено место для четырех лавок. В одну из них – посудную лавку «Слон» – внезапно попадаешь при входе в зал, да так, что легко стать тем самым слоном. Или вообще не сообразить, что эта посуда выставлена на продажу, а не для использования в ресторане. Остальные три магазинчика – канцелярский, цветочный и свечной – распределены вокруг по углам.

Интерьер конференц-зала при первом посещении вводит в замешательство: часть стульев висит на крючках, вбитых в темно-красные кирпичные стены, под потолком крюк, а на круглом столе металлические цепи. Но на деле все оказывается очень функционально: если в помещении запланировано большое мероприятие, цепи крепятся к крюку, и с помощью лебедки стол поднимается под потолок, чтобы освободить пространство.

 







 
 
Организаторы «Библиотеки» делают акцент на культурное содержание и интерактив, подчеркивая, что жители города смогут оставлять свои рецепты в картотеке, проводить мастер-классы и даже организовать собственную лавку. «Каждый может прийти и сказать: «У меня крутая идея, хочу сделать вот такую гастрономическую лавку», – рассказывает Светлана Мельникова, арт-директор проекта. – Если идея классная, мы поможем ему открыть лавку в нашем пространстве». Организаторы обещают, что проект будет активно развиваться, и не исключают, что через год он будет совсем другим.

 

Копченый лосось с бэйби шпинатом,
авокадо и яйцом пашот, с йогуртовым дрессингом, 350 руб.



Запеченое мясо кролика с эстрагоновым соусом, 330 руб.

 

Котлетки из креветок с имбирем и джемом чили, 340 руб.


Филе дорадо с картофельным пюре и соусом из винограда и миндаля, 540 руб.


Спринг-ролл с манго и авокадо, 280 руб.
 

«Biblioteka еда в большом городе» – формат настолько же новый для ресторанной среды, наколько ожидаемый. На фоне общего ресторанного бума в Петербурге – когда каждый месяц появляется по несколько заведений, и каждое стремится представить собой что-то оригинальное – было очевидно, что в один момент какой-нибудь крупный холдинг сделает большой ход. В данном случае, сразив не гастрономией, а масштабами.

Само это явление чем-то напомнило, какой эффект в свое время произвело открытие клуба «Метро»: в период клубного расцвета он стал апофеозом коммерческого размаха. Равно как и апофеозом стремления захватить наибольшую аудиторию, точно так же разделив пространство на три разноформатных этажа. Получилось экономически выгодно, в угоду массам – но не для «гурманов».

Здесь, в «Библиотеке» на Невском, конечно, все достойнее, но создается примерно такое же ощущение ложности. Вроде бы каждому предлагают продукт и атмосферу по интересам, но попытки понравиться всем порождают некую бездушность. При том, что  сам проект собран удачно и в очень правильном месте. На Невском при всем обилии общепита не хватало, наверно, именно такого заведения – качественного масс-маркета: молодежного, не слишком дорогого, с налетом светскости и небанальной концепцией.  И коммерческий успех проекта очевиден – в любой день тут не протолкнуться. 

Возникает, конечно, ассоциация с торговым комплексом, где выбираешь, к примеру, обувь. И вроде вариантов полно – купить кеды в H&M, туфли в Chester, топсайдеры от русских дизайнеров или еще что-то. Но быстро устаешь – шумно и суета вокруг. К тому же, в случае с клубом и магазинами очевиден интерес посетителей бродить туда-сюда. Насколько нужен этот поток народа мимо твоего столика в ресторане – это уже вопрос субъективного вкуса и интересов.

 

1 комментарий