1. Главная/
  2. Все статьи/
  3. Интервью/
  4. «Если вино хорошее – то оно хорошее для всех»

«Если вино хорошее – то оно хорошее для всех»

Хосе Пеньин, винный критик №1 в Испании и создатель знаменитого гида Guia Peñín, о своих принципах оценки вина.

В конце сентября в Москве состоялся первый салон вин Королевства Наварры (Испания). Представлял вина этого региона именитый журналист и писатель Хосе Пеньин – создатель самого популярного винного гида Испании Guia Peñín, задающего тон в мире иберийских вин. За последние 30 лет деятельности он успел выпустить более 20 книг, основал первый в стране винный клуб, выпустил популярнейший винно-гастрономический журнал Sibaritas. В интервью Restoclub Review г-н Пеньин рассказал о новых и неизвестных испанских винах, об особенностях национального виноделия и, конечно же, о своих принципах оценки, которым доверяет весь испаноязычный мир.

 

Пресс-конференция Хосе Пеньина в Москве
 

Г-н Пеньин, вы применяете 100-бальную систему оценки вина, хотя существуют и другие. Почему?
 
– Мне нравится эта система, потому что она позволяет оценивать вина быстро, схватывать основное. Субъективные описания и поэтические характеристики могут запутать потребителя. Мы не даем их, а ставим вино в промежутки, например, от 70 до 80 баллов, от 80 до 90 баллов. И все знают – вино, получившее от 70 до 80 очков, – это хорошее массовое вино без недостатков, при том, что оно может быть дешевым и даже продаваться в упаковке «тетрапак».
 
Но ведь 70-80 баллов – это много?

– И вино хорошего качества! Современные технологии побеждают природу и позволяют выпускать вина без явных недостатков. Например, может существовать вино, которое не найдешь в супермаркете, но оно в гиде будет иметь меньший балл. Это происходит потому, что некоторые винодельни производят вина с недостатками, рассчитывая на клиентов, привыкших к такому вину, как производились при менее совершенных технологиях.

 

Обложка винного гида Guia Peñín

 
Какие вина получают наивысшие баллы?

– Вина с оценкой 80-90 баллов имеют свой характер, отличительные особенности. Это могут быть характеристики винограда, почвы, выдержка… В этот промежуток попадает большинство производимого в мире вина. И это самое интересное с гастрономической точки зрения вино. А вот вина, оцененные в 90 баллов и выше, – это напитки для чувственного удовольствия, медитации, если хотите. Это не всегда лучшие вина для всех. Они просто другие. Например, это могут быть вина какого-то особенно хорошего года.
 
Какие вина получают меньше 70-ти баллов?

– Я бы даже хотел, чтобы существовали вина худшего качества. Сейчас все вина в мире примерно одинаково хорошие – от 70 баллов и выше.

 

 
Какие характеристики вина вы оцениваете?

– Элегантность, сложность букета, аромат, но они не обязательно должны быть четко идентифицированы. Сильно выраженный вкус необязателен. Надо, чтобы все в вине было уравновешенным, и поэтому в каталоге «Пеньин» есть классификация вин по пяти звездам. Я даю звезды согласно соотношению цена-качество. Например, вино, набравшее 98 баллов, может не иметь ни одной звезды, потому что будет непомерно дорогим. А 80-бальное вино – наоборот. При том, что недорогие вина редко набирают 90 баллов, они могут быть очень неплохими с точки зрения соотношения цена/качество и иметь 5 звезд.

Г-н Пеньин, вы часто говорите, что стараетесь оценивать вина объективно. Как это возможно?

– Я уверен, что если вино хорошее – то оно хорошее для всех. Бывает, один критик чувствует аромат трюфеля. А второй говорит, что нет, вино пахнет мокрой землей. Вот это и есть субъективность. Ведь трюфель и мокрая земля тесно связаны! Поэтому мы стараемся отойти от такого рода эмоциональных оценок.
 
Посоветуйте нашим читателям, на что обратить внимание. В каких регионах Испании производятся самые интересные и необычные вина?

– Я думаю, тут больше дело в человеческих усилиях, а не в регионах. Я видел очень интересные вина там, где никогда не было ничего выдающегося. Например, удивительные вина в течение последних 6 лет производят в районе города Авила. Улучшение общего уровня вин наблюдается в Галисии. В автономной области Кастилия и Леон культивируют такие виноградные сорта, дающие оригинальные вина, как Менсия или Прието Пикудо. В Наварре расположены сразу несколько климатических зон, и в этом преимущество региона. Наваррские вина интересны своими фруктовыми нотами.
 
Расскажите об особенностях испанского рынка.

– Главная проблема Испании – плохое продвижение вина. А также слишком сильное влияние дуба на его вкус. Еще один недостаток, общий для всех стран, связан с глобализацией: многие вина сделаны по одному образцу и не имеют индивидуальности. Слава богу, испанские виноделы все чаще стараются учитывать уникальные особенности почвы и сортов винограда.
 

 
 
У Франции и Италии есть своя четкая сформировавшаяся ниша в винном мире. А что можно сказать об Испании в этом плане?

– Я думаю, у Испании этой ниши нет. Мы не озаботились поиском ниши, слишком много времени уделяя ценообразованию. Будущее Испании в двух плоскостях. Первое – производство того, что диктуется геоклиматическими условиями. Ведь в Испании есть горы, равнины, море, океан… Много разных климатов, и разнообразие почв шире, чем в тех же Франции и Италии. Я всегда ищу разнообразие, мое мнение – вино должно отражать суть винограда, из которого оно сделано. Вторая плоскость для развития – это возврат к аутентичным сортам винограда.
 
Может, дело за государственными программами? Они могут  помочь продвижению испанских вин?

– Я не верю, что продвижение вина зависит от государственных программ. Оно зависит от качества напитка и желания производителя работать. Для продвижения массовых вин достаточно акций в супермаркетах. Для продвижения вин с историй и харизмой надо путешествовать, рассказывать про него! И ездить должны его создатели. Как это происходит, например, в Италии и Франции, где продажи дорогих вин постепенно растут. Поэтому я предсказываю рост известности тем испанским винам, чьи производители потратятся на маркетинг.

 

 
 
Почему испанцы этого не делают?

– Возможно, во мне говорит фантазия, но это дело менталитета. Исторически так сложилось, что Испания ничего не стремилась продать – у нее и так покупали. В частности, вина брали иноземные купцы, а потом перепродавали их дальше. У нас нет в крови этого арабского и еврейского умения продавать. Более того, торговля считалась делом неблагородным для идальго.
 
Г-н Пеньин, спасибо вам за интервью. Напоследок, посоветуйте, пожалуйста, какие-нибудь справочники или критиков, чье мнение вы уважаете?

– Однозначно, это Дженсис Робинсон – она очень объективна в оценках – и Роберт Паркер.
 
* Автор статьи – зам. главного редактора журнала «Ресторатор».